К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка «Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки».

9 августа в Михайловском (Инженерном) замке открывается выставка «Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки».

Григорий Сорока (1823 – 1864) – портретист, пейзажист, один из самых известных и самобытных мастеров круга Алексея Венецианова.

Тихая жизнь российской провинции, светлая грусть и глубокое умиротворение – вот мотивы полотен этого талантливого крепостного художника, рано и трагически ушедшего из жизни.

Основой для первой за полвека выставки Сороки в Русском музее станет хранящееся в его фондах самое представительное собрание картин художника и единственный альбом с его графическими набросками. Наследие живописца демонстрируется в сопровождении произведений современных и близких ему авторов: Алексея Венецианова, Лавра Плахова, Фёдора Славянского, Александра Алексеева, Михаила Эрасси.

Выставка объединит более 50 произведений живописи и графики из собрания Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и Тверской областной картинной галереи.

Произведения крепостного художника Григория Васильева, больше известного по прозвищу, ставшему фамилией, – Сорока – неизменно присутствуют в постоянной экспозиции Русского музея. Его поэтичные картины «Рыбаки», «Вид на плотину», «Вид озера Молдино в Островках» воспевают неброскую красоту среднерусской полосы. Они принесли Сороке славу – увы, не прижизненную – одного из зачинателей отечественного национального пейзажа.

Васильев был крепостным помещиков Милюковых, владевших имениями Островки и Каменка (Маковищи) в Тверской губернии, и учился в открытой стараниями Милюковых приходской школе для крестьянских детей. Прозвище «Сорока» он получил в юные годы, вероятно, за бойкий и любознательный характер.

Близлежащее имение Сафонково принадлежало знаменитому живописцу Алексею Венецианову, известному своими подвижническими трудами в деле обучения молодых художников. К нему на обучение и направили Милюковы юного Григория, проявившего способности к рисованию. С 1842-го Сорока стал учеником Венецианова – одним из его последних и самых любимых.

На выставке наследие Сороки демонстрируется в сопровождении произведений современных и близких ему авторов. Венецианов в одном из своих писем сравнивал успехи Сороки с достижениями двух других учеников: «Долго моему Мише надобно итить, чтобы до этой станции дойти, а Плахову уже и не попасть». Насколько высоко оценил наставник дарование крестьянского юноши, можно понять, если знать, что «Миша» – это Михаил Эрасси, племянник Венецианова и ровесник Сороки, будущий академик и профессор пейзажной живописи, а Лавр Плахов – один из старших и опытнейших представителей венециановской школы. Картины Эрасси («Вид близ Выборга», не позднее 1852, ГРМ) и эскизы Плахова («Сушка сена», между 1842 и 1846, ГРМ) можно увидеть в экспозиции. Также на выставке представлены работы учеников Венецианова Александра Алексеева («Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге», 1827, ГРМ) и Федора Славянского («Голова женщины», 1840-е, ГРМ).

Выставка продлится до 4 ноября

Ваш отзыв

Ваш отзыв