История русского комикса от лубочных картинок до юмористических журналов

Президентская библиотека приглашает ознакомиться с цифровыми копиями юмористических изданий, размещённых на портале библиотеки и доступных из любой точки мира.

Об истории российского комикса в своей книге «Русская классика в картинках» (2015) рассказывает русский и сербский филолог, литературовед, доктор филологических наук Ирина Антанасиевич. Для читателя комиксы – это юмористическая история в картинках. Однако Ирина Антанасиевич рассматривает комиксы как вид искусства, утверждая, что это не просто «рассказ в картинках», а культурное явление, обладающее своими ценностями и историей: общей – для всего мира, национальной – для каждой страны. Автор задаётся вопросом: «А существовал ли русский комикс?» По мнению Ирины Антанасиевич, для России формат рисованной сюжетной истории далеко не чужд, более того, «он является вполне зрелым национальным культурным феноменом». Речь в данном случае идёт о лубках, лубочных картинках – простых и доступных изображениях.

В фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться с раритетным изданием 1870 года «Лубочные старинные народные картинки». Автор этой книги – крестьянин Иван Голышев, отмечает, что начало изготовления народных картинок, называемых лубочными, было положено во второй половине XVI века при царе Иване Грозном. «Народные картинки в то время служили не столько для украшений, сколько для распространения полезных сведений в народ», – пишет Голышев. Распространению по России, сбыту и торговле народными лубочными картинками способствовали офени – бродячие торговцы.

В лубочных картинках преобладали религиозные сюжеты, эпизоды военных действий и подвигов, изображались герои сказок и анекдотов. В качестве подписей к курьёзным картинкам порой появлялись выражения, которые запрещено было употреблять в печати. Это продолжалось до тех пор, пока генерал-губернатор Москвы граф Арсений Закревский не запретил печатание лубочных картинок без дозволения цензуры.

В дореволюционный период в основном в Москве и Санкт-Петербурге издавалось более трёхсот детских и юношеских иллюстрированных журналов, в которых обязательно печатались весёлые картинки.

В фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться с подборкой первого в России специального детского литературно-художественного, юмористического и спортивного журнала «Доброе утро» за 1909 год. Журнал издавался в Москве, в нём печатались повести, рассказы, басни, стихотворения, забавные истории, сцены и карикатуры.

Дореволюционный журнал «Удаль», издававшийся в Москве, был рассчитан на взрослую аудиторию и позиционировался как «еженедельный весёлый народный журнал беспощадного смеха». Стихи, загадки и анекдоты в нём проиллюстрированы карикатурами на злобу дня. В фонде Президентской библиотеки можно полистать подборку издания за 1907 год. В таком же формате в Санкт-Петербурге печатался политико-общественно-сатирический журнал «Юмористический альманах». В фонде Президентской библиотеки доступны номера за 1906–1907 годы.

В юмористических журналах, выходивших после Октябрьской революции, тоже оттачивали своё перо известные писатели. В 1922 году в Москве в качестве приложения к «Рабочей газете» по воскресеньям начал выходить сатирический журнал «Крокодил», символом которого стал красный крокодил.

Среди авторов, публиковавшихся в «Крокодиле», можно часто встретить фамилию Василия Лебедева-Кумача –  автора слов таких известных советских песен, как «Широка страна моя родная», «Священная война» и других.

«Крокодил» стал самым популярным сатирическим изданием в СССР, его читала вся страна. Особенно ярко сатира проявилась в годы Великой Отечественный войны. С первых её дней всё содержание «Крокодила» было подчинено одной задаче – борьбе с врагом. В июльском номере 1941 года можно прочесть такие строки: «Чего не бывало сроду? / Чему никогда не стать? / Не быть под ярмом народу. / Не тронуться Волге вспять».

«Рассказы в картинках», выросшие со временем в профессиональные юмористические журналы, – это действительно целое культурное явление со своей уникальной историей. Они давали своим читателям возможность улыбнуться, доходчиво объясняли суть вещей, на них в России выросли целые поколения.

пресс-служба Президентской библиотеки

Ваш отзыв

Ваш отзыв