Истории великих морских сражений российского флота на полотнах главного мариниста России

В честь 205-летия  со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского Русский музей расскрыл неизвестные факты из жизни великого художника в дни празднования дня Военно-Морского флота России

Талант мальчика Ивана (Ованнеса) заметил феодосийский архитектор Яков Кох. Позже внимание на юного художника обратили градоначальник Александр Казначеев и Наталья Нарышкина – дочь Федора Ростопчина и жена губернатораТаврической губернии Дмитрия Нарышкина. Воспользовавшись своими связями, Нарышкина устроила Ивана в Императорскую академию художеств.

В Академии вопреки запрету учителя заниматься чем-либо, кроме как мешать краски и носить посылки, Айвазовскийпродолжал рисовать. Император Николай I увидел подающего надежды студента и его новым учителем стал Александр Зауервейд, специализировавшийся на батальной живописи.

В 1837 году Иван Айвазовский  получил Большую золотую медаль Императорской Академии художеств, став самым юным обладателем этой награды.

Благодаря участию в военных маневрах у берегов Кавказа молодой художник познакомился и сблизился с великими русскими военачальниками  Михаилом Лазаревым, Владимиром  Корниловым, Павлом Нахимовым. Дружба с ними продолжалась десятки лет, а об их подвигахАйвазовский рассказывал в своих картинах.

После возвращения из пенсионерской поездки Иван Айвазовский получил звание академика ИАХ и был причислен к Главному морскому штабу. Это позволило ему уже на следующий год вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Федора Литке побывать в Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений.

Айвазовский в своем творчестве обращался к истории великих морских сражений российского флота: ряд своих картин он посвятил морским победам в Северной войне. Одной из самых выдающихся работ той серииявляется картина, посвященная героическому эпизоду из жизни основателя русского флота Петра I – «Петр I при Красной горке зажигает костер для подачи сигналов флоту» (1846, ГРМ). Картина повествует о том, как Петр I с группой русских матросов, рискуя жизнью, на шлюпке добрался до берега у форта «Красная горка». где развели большой костер, как маяк, указывающий путь кораблям в безопасную бухту.

Большое место в творчестве художника занимают и события из истории русского флота, происшедшие непосредственно при жизни Айвазовского. Например, на известной картине «Бриг «Меркурий»после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» (1848. ГРМ) Айвазовский изобразил заключительный момент эпопеи, когда «Меркурий» на всех парусах, с множеством пробоин от вражеских снарядов, движется навстречу группе русских кораблей. Море и российский флот получили отражение не только в живописном творчестве Айвазовского, но и в графике, что можно увидеть зале №14 Михайловского дворца Русского музея.

Дружба Айвазовского с российским флотом не прерывалась в течение всей жизни художника. В 1846 году, на празднование десятилетия творчества художника в Феодосию из Севастополя пришли военные парусные корабли во главе с флагманом «Двенадцать апостолов» под командованием тогда еще капитана первого ранга Владимира Корнилова. Корабли салютовали и поздравляли молодого художника от имени черноморских моряков.

С работами художника Главного морского штаба Ивана Айвазовского можно познакомиться на постоянной экспозиции в Михайловском дворце.

/По материалам пресс-службы ГРМ/

Ваш отзыв

Ваш отзыв