Более 150 листов из собрания Эрмитажа знакомят зрителей с главными явлениями художественной жизни Франции на протяжении полутора столетий. С 19 марта 2025 года в Галерее графики Зимнего дворца работает выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». «С одной стороны, рисунки — то, что без сомнения принадлежит руке художника, без участия учеников. С другой стороны, печатная графика и книга — якобы массовое воспроизведение копий, которые сами по себе создают художественный мир, живущий своей жизнью, отличной от подлинника. Глаз радуется, а ум придумывает проблемы во “французской манере”», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.


По гравюрам с портретами королей и их окружения можно отслеживать моду того времени — иногда через несколько лет художники возвращались к готовым изображениям и корректировали их. Портретисты в то время были редкостью и ценились на вес золота. Практически все они работали при дворе. Тогда для монархов карандашный портрет был также важен, как для нынешних государственных лидеров качественная протокольная фотосъёмка


Человек в огромной шляпе — самый ранний портрет в коллекции Эрмитажа. По одной из версии Жан Фуке изобразил здесь короля Франции Людовика XI. По мнению специалистов, он несколько раз «подправлялся», но шляпа имела именно такую форму. Поступил рисунок из коллекции графа Кобленца, как и множество других, закупленных для своего собрания Екатериной II. К ним нужно отнести великолепные портреты Генриха II, Екатерины Медичи и Франциска I.


Из более сотен французских карандашных портретов XV – XVI веков, хранящихся в музейной коллекции на выставку отобраны 16. По принципу уникальности. Многие из венценосных особ на этих рисунках создавались с натуры. Жан Клуз создал несколько изображений, представляющих Франциска I в разные годы жизни. На эрмитажном рисунке работы мастерской монарху около тридцати лет. Очевидно, что он был выполнен после несчастного случая в Роморантене 6 января 1321 г. В тот день Франциск отмечал праздник Богоявления , или Эпифанию, когда узнал, что в особняке Сен Поль был избран «бобовый король. Не желая терпеть такого «соперничества», он предпринимая шуточную осаду здания, в результате завязав перестрелку снежками и съестными припасами. В какой-то момент в нападающих. была прошена головня, которая, в несчастью, попала в государя. Франциско I был ранен в голову, но быстро поправился. С тех пор, как полагают, он отпустил бороду, чтобы скрыть шрам на щеке.


«Огромное значение художественной книги, которая здесь представлена. Все мы помним, что музей наш создавался, в частности, как музей книги. Эрмитаж всегда таким был, и традиция продолжается», – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Удивительное пересечение религии и эротики, тонкость каждой линии, необыкновенные костюмы персонажей. Гравюры можно рассматривать бесконечно и каждую минуту находить что-то новое. Выставка открыта на 3 этаже Эрмитажа. Для неспешного рассматривания не лишней окажется лупа — это поможет увидеть многие делали.