
В этом году Масленая неделя, являющаяся символом перехода от зимы к весне, будет продолжаться с 24 февраля по 2 марта. В народе с давних времён Масленицу любили и ждали. Для христиан она имеет двойное значение: это одновременно праздник весны и последняя неделя перед Великим постом. О том, как отмечали один из самых ярких праздников на Руси, можно узнать из раритетных изданий, цифровые копии которых доступны на портале Президентской библиотеки.
В книге «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1838) русский историк, этнограф и фольклорист Иван Снегирёв называет Масленицу «разгульным праздником» или «сырной неделей», во время которой всю седмицу (7 дней) перед Великим постом едят сыр и яйца, воздерживаются от употребления мяса.
На лубочных картинах можно увидеть такие строчки: «Душа моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твоё тело, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трёх-материна дочка, кеточка, ясочка, ты же моя перепёлочка и т. д.».
Один из иностранных писателей, живших в России, так говорит об этом празднике: «Масленица потому так названа, что русским в продолжение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста, вместо коровьего, употребляют конопляное в кушаньи. Масленица начинается за восемь дней до великого Поста. В то самое время, когда бы всякой с сердечным раскаянием должен был приготовиться к созерцанию страданий Христовых…».
Каждый день праздника имеет свой смысл: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгуляй, пятница – тёщины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы.
Главную роль в эти дни играют блины, которые пекутся всю неделю. Ими везде угощают, на блины зовут гостей. По народному обычаю блинами поминают усопших: например, «в Тамбовской и других губерниях первый блин, испечённый на сырной неделе, кладут на слуховое окошко для душ родительских».
С понедельника начинается катание по улицам на санях. Издревле известные в России борьба и кулачный бой составляли «одну из любимых забав народных, особенно в сырную неделю; на улицах и на реке бьются сам на сам, или один на один».
В разных уголках России Масленицу праздновали со своими обычаями и обрядами. Например, в Архангельске мясники возили по городу быка на огромных санях, заряженных несколькими десятками лошадей и связанными с другими санями.

В Сибири на Масленицу «сплочивались несколько огромных саней и устраивался корабль с парусами и снастями. Тут садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы». В сани впрягали лошадей по двадцать и так ездили по улицам. За этим «поездом» бежали толпы ребятишек с песнями и разными прибаутками.
В Ярославле на Масленой неделе, кроме угощения блинами, катания на горках и по улицам, «есть обыкновение, вероятно остаток времён языческих, петь Коляду, которую обыкновенно воспевают в России на Святках».
Автор ценных записок о Русском государстве начала XVII века француз Жак Маржерет так описывает сцены праздника: «На Масленице русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга словом или делом; встретясь даже на улице – хотя бы никогда прежде не виделись – приветствуют друг друга взаимным поцелуем. „Прости меня, пожалуй!“ – говорит один; „Бог тебя простит!“ – отвечает другой».
Больше информации о масленичных традициях представлено в очерке
Ивана Божерянова (1894) «Как праздновал и празднует народ русский Рождество
Христово, Новый год, Крещение и Масленицу», в издании «Записки, служащие к
истории его императорского высочества благоверного государя цесаревича и
великого князя Павла Петровича наследника престола Российского», в книге
Александра Терещенко «Быт русского народа».
Также в фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться с
архивными делами Дирекции императорских театров, связанными с
празднованием Масленицы в столичном Санкт-Петербурге и Москве XIX –
начала XX века. Они свидетельствуют о благотворительных традициях Великого
поста и Масленой недели. Это документы о высочайшем разрешении всю неделю
на Масленицу давать утренние спектакли, дела за 1898–1903 годы о бесплатных
представлениях для воспитанников и воспитанниц учебных заведений, дело о
проведении в первый день Масленицы художественного вечера или маскарадного
бала – в Мариинском театре в Санкт-Петербурге и в Большом театре в Москве, и
т. п.