Согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры России в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» по направлению «Ведущие театры» начались гастроли Московского театра «Современник» в Санкт-Петербурге.
Открытие состоялось в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова спектаклем «Собрание сочинений» по специально написанной для «Современника» пьесе Евгения Гришковца в постановке бывшего художественного руководителя Виктора Рыжакова. Происходящее на сцене может показаться аллюзией чеховского «Вишнёвого сада» с извечными темами дома, памяти, противоречий отцов и детей. Герои пьесы – мать семейства Марина Сергеевна Филатова в исполнении Марины Неёловой и её трое взрослых детей – помогают зрителю ответить самим себе, насколько возможно хранить в своём сердце прошлое, живя настоящим.
На сцене БДТ также пройдёт 2 и 3 декабря спектакль «Интуиция» режиссёра Даниила Чащина по одноимённому тексту Александра Цыпкина, написанному тоже специально для «Современника». Руководителем постановки является Константин Хабенский, предлагающий вместе с автором поразмышлять над темой жизни и смерти в трагикомическом варианте. Зрители могут не только взглянуть на некое пространство, напоминающие чистилище, но и повлиять на судьбы персонажей путём виртуального голосования.
1 декабря на сцене Александринского театра будет представлен спектакль «Как растут ананасы» по документальному тексту Казимира Лиске, основанному на переписке длиною в пятнадцать лет американского фермера Гектора Блэка и отбывающего пожизненное наказание за убийство Айвана Симпсона, в постановке Георгия Суркова.
Завершатся гастроли 3 и 4 декабря в Александринском театре нашумевшим в своё время спектаклем Валерия Фокина «Шинель» по одноимённой повети Николая Гоголя из цикла «Петербургские повести». Необычность постановки, в первую очередь, заключается в том, что по задумке автора идеи Юрия Роста роль Акакия Акакиевича Башмачкина играет Марина Неёлова, а её единственным партнёром является сама шинель главного героя.
На предгастрольной пресс-конференции Марина Мстиславовна вдохновенно говорила:
– Я очень нежно отношусь к этой работе. В этом нет никакого амбициозного каприза. Для меня действительно было важным прикоснуться к гоголевской «Шинели». На гастролях в Польше пришедший на спектакль Анджей Вайда признался, что поначалу не хотел идти, потому что ему казалось странным, что женщина играет мужчину. Но после просмотра пришёл к выводу, что главное в этом образе – душа. А в Бразилии произошла забавная ситуация. Один из зрителей хотел поговорить с исполнителем роли Башмачкина, но узнав, что это не актёр, а актриса, сбежал – то ли испугался, то ли так взволновался от неожиданности, но встреча не состоялась. Со своей шинелью перед каждым спектаклем я разговариваю, настраивая таким образом и себя, и её. Очень рада, что уже во второй раз имею возможность представить спектакль в Петербурге. Поскольку я сама ленинградка, выросшая и начинавшая профессиональную деятельность в этом городе, петербургская публика для меня особенная.
Гастроли проходят при поддержке Федеральной дирекции концертных и фестивальных программ «Росконцерт», Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Театрального агентства «Царская ложа».
Константин Глушенков
фото с сайта Московского театра «Современник»