Диск на Мойке

1919 год был тяжелым в жизни молодого Советского государства Гражданская война, иностранная интервенция, разруха, голод. Петроград в полной мере испытывал необходимость тяготы военного времени.

Возникла необходимость создания центра, где писатели могли бы получить теплый кров, питание, медицинскую помощь и, главное возможность творческой деятельности и общения. Это отлично понимал пролетарский писатель Максим Горький, который выступил с предложением создать Дом искусств.

Инициативу Горького горячо поддержали партийные и советские органы Петрограда. По решению Петросовета было подыскано отличное помещение в центре города — особняк купца-миллионера Елисеева на набережной Мойки, 59, возле Народного моста.

Дом искусств ( сокращеенно «Диск»), официально открытый 13 декабря 1919 года, стал приютом таких известных писателей, поэтов, художников как Николай Тихонов, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян, Александр Грин, Михаил Зощенко, Всеволод Рождественский, Кузьма Петров — Водкин, и многих других.

Частыми гостями в нем были Максим Горький, Корней Чуковский, Александр Блок. Приезжавший из Москвы Владимир Маяковский также оставливались здесь.

Для чтения новых произведений , их обсуждения писатели устраивали «пятницы», обычно проходившие в самом теплом месте дома — в обширной кухне.

Затем для широкой публики стали проводить тематические «понедельники», посвященные поэзии или прозе. Среды отвели для диспутов. Была создана музыкальная секция, устраивались вечера музыки. Художники Петров — Водкин, Добужинский, Бенуа и другие помогали в организации выставок картин. «Союз поэтов» устраивал свои вечера.

В мае 1921 года вышел сборник «Дом искусства», в который вошли произведения «обдисков», как шутливо называли себя обитатели писательской коммуны. Обложку оформил художник Добужинский. По инициативе К. Чуковского была организована литературная студия, пользовавшаяся большой популярностью среди молодежи.

В Доме искусств Александр Грин окончил и вынес на суд публики свое самое поэтическое произведение «Алые паруса». Здесь впервые прозвучала поэма В. Маяковского «150.000.000», прочитанная самим поэтом. Здесь с воспоминаниями о Тургеневе, Толстом, Достоевском выступал известный юрист и общественный деятель. А.Ф. Кони .Здесь был написан Ольгой Форш первый советский исторический роман «Одетые камнем». На встречу с литературами сюда пришел английский писатель Гербер Уэллс.

Проблема бумаги, на которой были тогда написаны многие нынешние ставшими классическими произведения, была решена довольно необычным путем: в доме Корсиковского (Невский, 15), который примыкал к Дому искусств, до революции размещался банк,. где осталась никому не нужная масса конторских книг. Писатели и воспользовались этими запыленными гроссбухами. Впоследствии Александр Гранин красочно описал этот банк в фантастическом рассказе «Крысолов».

Такими фантастичными выглядя обитатели Дома искусств в роме Ольги Форш «Сумасшедший корабль» Писатели узнавали себя и своих коллег по метким , хотя и шаржированным характеристикам героев.

Сама писательница была постоянной участницей встреч и диспутов, поэтому не удивительно, что е знали все основные жильцы Дома искусств. М. Слонимский в воспоминаниях описывает такой эпизод: «Как-то художник Н. Радлов нарисовал картину, изображавшую писательский дом двухтысячном году. Весь фасад он избороздил мемориальными досками; «Здесь жил и работал»… А в центре» поставил крупными буквами «Здесь живет и работает Ольга Форш»

После окончания гражданской войны жизнь города стала входить в нормальное русло Дом искусств потерял значение писательской коммуны и прекратил свое существование. Постепенно забылось и само название «Диск».

История дома и самого участка уходит ко временам императрицы Елизаветы Петровны, для которой на этом месте был построен временный деревянный Зимний Дворец. Следующими владельцами земельного участка стали братья Елисеевы, а в правление императора Александра I в доме по Невскому проспекту был открыт популярный ресторан «Талон», куда любил захаживать А.С.Пушкин.

Калясина Л.
главный редактор газеты «дворцы, сады и парки»

/в тексте использованы материалы искусствоведа Леонтьевой Е./

Ваш отзыв

Ваш отзыв