Подводные находки бескрайнего Финского залива

Космос — большой и неизведанный. Неизведанное пространство над Землей. Выставка, открывшаяся в Большой оранжерее Нижнего парка Петродворца названа «Гидрокосмос» — неизведанное пространство под водой. Выставка организована совместно с Центром подводных исследований Русского географического общества. 

Если задуматься, дно Балтики неизведанное пространство, космос под водой, как лучше назвать выставку о находках в этом водном пространстве? Археологи изучают не только землю. Многие морские территории изучают морские археологи. Финский залив — место, где проведении археологических поисков такого рода просто необходимо. Эта профессия популярна среди мужчин, не только любознательных, но очень смелых. Первые корабли появлялись в Финском заливе во времена Петра Первого.

Самым старым кораблем, найденным на дне Финского залива, считается торговое судно, ушедшее под воду в 1724 году. На его борту была пшеница, запрещённая к вывозу еще Петром I, поскольку в России был не урожайный, был деготь, сало. Этого в декларации не было. Рейс был поздним, октябрьским. Современные подводные исследователи нашли это судно вросшим «во льды», а потом осевшим на неглубокую мель, да так, что остались видными только мачты. Это все рассказали подводные археологи. Они нашли несколько церковных книг в приличном состоянии. Одна из них уже представлена в музее Кронштадта, остальные в работе в реставрационных мастерских Грабаря в Москве. В морских экспедициях было найдено несколько париков — в те петровские  времена непринято было ходить без них в присутственные места. Один из поднятых кафтанов отреставрировали в мастерских Эрмитажа. Самая занятная находка — металлическая капитанская «ночная ваза». Сохранилась и готова к дальнейшем использованию по назначению.

Второй по дате гибели — 1790 год — шведский военный канонерский баркас. Он обнаружен в районе Приморска и пока до конца не дообследован. Он потоплен русским флотом, экипаж погиб. Найдено несколько человеческих останков, которые не поднимают на поверхность. Из интересных находок — часы из каюты капитана, обычные механические и песочные. Песочные идут, механику пока не пытались завести.

Третий корабль, представленный на выставке, в просторечии среди водолазов называют «посудник». Его родное название не установлено. Скорее всего он тоже занимался контрабандой. Только что закончилась Крымская война 1856 года, Балтийское море потихоньку открылось для торговли. Вот, англичане и поспешили в Петербург. Чего только нет на этом посуднике. Шелковые платки, навигационные инструменты, чашки, блюдца и молочники известных мануфактур, например, William Davenport. На выставке представлено множество посуды как уже очищенной от грязи, так и той, которая сохраняется  специально для показа в виде, котором была поднята. Корабль затонул в шторм в районе Гогланда на приличной глубине. Именно поэтому работа водолазов затруднена. Им каждые 30 минут нужно заканчивать работу и в течение часа подниматься на поверхность — такие условия вытекают из требований к здоровью.

Сегодня забыто слово (сокращение советского времени) —  ЭПРОН. Это Экспедиция подводных работ особого назначения, созданная в 1923 году для подъёма затонувших судов и подлодок. История ЭПРОН началась с особо секретного задания: водолазов отправили в Балаклавскую бухту на поиск затонувшего в 1854 году английского фрегата «Принц»; молодая советская власть рассчитывала, что на борту затонувшего во времена Крымской войны судна могут быть спрятаны сокровища, которыми смогут пополнить опустошённую Гражданской войной казну. Клада эпроновцы так и не нашли, но за первые 2 года работы подняли со дна Чёрного моря миноносец и 2 подводные лодки, которые позже были отремонтированы и переданы флоту. В 1941 году ЭПРОН полностью вошла в состав Военно-морского флота как аварийно-спасательная служба.

Центр подводных исследований Русского географического общества, который представил на выставку «Гидрокосмос» все экспонаты, достойный наследник эпроновцев.

В 1937 году Вера  Мухина, уже ставшая известной благодаря монументу «Рабочий и колхозница», работала над героическим образом водолазов и предложила на Балаклаве установить им памятник в виде маяка. Вдохновлённая образом «завоевателя стихий», она задумала необычную скульптуру высотой 40 метров. Блеск стали должен был ассоциироваться с мокрым гидрокостюмом , а в шлеме можно было разместить необходимую для маяка аппаратуру. Увы, время было уже не то, идея так и осталась неосуществленной.

В наше время есть люди, которым близка водолазная тема. Один из них — Леонид Тишков. Он сделал копию того самого маяка, правда не достигнув «высот» Мухиной и Церетели. Его водолаза высотой всего около 3 метров установили на набережной в парке Горького в Москве. Сейчас работа гостит в Петергофе, как и серия  его забавных рисунков на эту тему, посмотрев которые нельзя не улыбнуться.

Будем надеяться, что это не последняя встреча с находками водолазов-реставраторов. В ближайшее время в Ораниенбауме будет открыт новый объект, где можно будет познакомиться с другими находками из Гидрокосмоса.

Ваш отзыв

Ваш отзыв