Лики святых, золотой нитью вышитые

Монастырская жизнь отличается от светской не только уединением. В монастыре у каждого монаха есть свое послушание. Не всегда оно совпадает с желанием монаха выполнять данную работу. Монах получает благословение на работу от настоятеля и с молитвой приступает к выполнению того дела, на которое получил благословение. Разная работа нужна монастырю. Кто-то ухаживает за пчелами, кто-то за цветами, кто-то готовит еду для братии и гостей. Со словами молитвы выполняется каждое послушание от самого простого до самого сложного.

Ангел. Фрагмент иконы Троица Ветхозаветная.

Вышивальное послушание, что возрождается в современных женских монастырях России, нельзя назвать простым. Прежде всего любовь нужна для выполнения этого послушания.

Примеры такой любви представлены на выставке в Русском  музее «Тафтяная церковь Федора Иоанновича и Ирины Федоровны Годуновых 1592 года». Фрагмент деревянной обшивки иконостаса 14 века, вышитый «очень искусно по темно-зеленому бархату, золотом и серебром, в 1590 году царицею Ириною, супругою царя Феодора Иоанновича и сестрою Бориса Годунова» восхищает посетителей через много веков волшебной красотой.

Первое упоминание о «шитой церкви» сохранила опись Образной палаты Московского Кремля 1669 года, служившей во времена царя Алексея Михайловича местом для хранения икон, священных предметов и книг. Именно в описи впервые были названы иконы, некогда входившие в «тафтяную церковь» Федора Иоанновича, и образы, специально шитые в «церковь» в 1653-1654 годах к Смоленскому походу Алексея Михайловича.

Икона. Троица Ветхозаветная.

Как военную реликвию «тафтяную церковь перевез из Москвы в Санкт-Петербург наследник Алексея Михайловича царь Петр Алексеевич. В марте 1812 года император Александр І повелел перенести «Походную церковь Алексея Михайловича и Петра 1» из Зимнего дворца в церковь Рождества Христова Чесменского дворца.

В августе 1871 года в церкви Рождества Христова случился пожар, во время которого пострадал иконостас. Шитые изображения перенесли на новый малиновый бархат и поместили в застекленный киот-раму, который вновь повесили в церкви Чесменской богадельни. В 1915 году памятник был показан на Выставке церковной старины в музее барона А. Л. Штиглица, где получил высокую оценку критики: «Изумительная строгость и тонкость деталей, безукоризненно выполненных, смелый и ясный рисунок… не дает и тени подозрения, что мастера работали лишь по заказу, без воодушевления, без любви к предмету…»

В 1922 году из Троицкой церкви бывшей Чесменской военной богадельни в Русский музей поступил древний шитый иконостас. Сохранившиеся изображения были бессистемно смонтированы (наклеены) на малиновый бархат. Поврежденные лики святых закрыты картоном и вновь написаны масляной краской.Позднее памятник впервые поступил в реставрационную мастерскую Русского музея (реставраторы Н. В. Исаченко и А. Н. Суворова).

Икона. Фёдор Стратилат и Ирина

Уже в 1939 году сотрудники Отдела древнерусского искусства Русского музея принимали шитье после реставрации. Все сохранившиеся изображения были перенесены на новый фон тонированный лен, выкрашенный в цвет, близкий по тону к первоначальной основе. Реставрационные реставрационные работы были прерваны войной и были возобновлена в 1964 -1979 гг. Во время реставрации 2020-2021 годов была планово укреплена иконы «Троица Ветхозаветная», особое внимание уделялось пострадавшим во время пожара участкам кличного шитья». Русский музей на выставке «Тафтяная церковь Федора Иоанновича и Ирины Федоровны Годуновых 1592 года» представляет иконы пережившие пожар. Во время реставрации вышивка, сделанная из металлических нитей позволяет надеется, что цвет и колорит сегодняшнего дня соответствует тому, что был задуман много веков тому назад. Манера вышивальщицы, распределение стежков в личном шитье сопоставима с мастерством скульптора. Кажется, что мастерица не зашивает форму по рисунку, а заполняет ее цветной пластичной массой.

В сегодняшних монастырях древнее вышивальное искусство возрождается с помощью новейших технологий, помощью машин. Но современные монахини и сегодня незаметно создают настоящие произведения искусства.

Тонкая работа современных мастериц берет начало от удивительного искусства вышивки работ мастеров, представленных на выставке в Русском  музее «Тафтяная церковь Федора Иоанновича и Ирины Федоровны Годуновых 1592 года»

/По материалам Татьяны Бушмановой,
       Фото Пресс-служба ГРМ/

Ваш отзыв

Ваш отзыв