Васильевский остров – излюбленное «место вдохновения»

В корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Васильевский остров Алексея Карёва. К 145-летию со дня рождения». Алексей Еремеевич Карёв (1879-1942) – живописец и график, один из основоположников ленинградской пейзажной школы. На камерной выставке можно увидеть произведения мастера из собрания Русского музея, запечатлевшие облик Васильевского острова – излюбленного «места вдохновения» Карёва в 1920-е – 1930-е годы. Выставка откроется 13 ноября в зале № 80 корпуса Бенуа

Алексей Карев. Нева. 1934. Х.,м. 116 х 173. ГРМ

Алексей Карёв – представитель плеяды саратовских художников, чьё творчество в начале ХХ века оказало значительное влияние на развитие русского искусства. Это были Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Александр Матвеев, Пётр Уткин, Александр Савинов. Решающее значение для художника, как и для большинства упомянутых мастеров, на первом этапе его творческой биографии имело знакомство с Виктором Борисовым-Мусатовым. Карёв посещал и мастерскую художника Фёдора Корнеева, которая была в 1890-е художественным центром Саратова.

В 1903-м после учёбы в Пензенском и Киевском художественных училищах мастер приехал в Петербург, который с этого момента стал его родным домом. Здесь, в 1908-м, он впервые участвовал в выставках, продемонстрировав работы.

С середины 1910-х он всё чаще обращался к жанру пейзажа («Зимний городской пейзаж», 1915; «Дом на окраине города», 1917; «Дома. Этюд», 1917; «Летний городской пейзаж», 1921).

Алексей Карев. Демонстрация у завода. 1926. Х.,м. 78.5 х 93. ГРМ

С середины 1920-х ведущим жанром в творчестве живописца стал пейзаж, а главной темой – город. Круг избранных Карёвым мотивов был невелик. Как правило, он ограничивался улицами, переулками и набережными вокруг Академии художеств (между Университетской набережной, набережной лейтенанта Шмидта и Средним проспектом Васильевского острова).

С 1922 года до конца своей жизни Алексей Карёв преподавал живопись в Академии художеств. Васильевский остров стал для него излюбленным «местом вдохновения». Просторы Невы, широкие и светлые улицы напоминали ему родные волжские дали. Карёв жил на Васильевском острове, причём какое-то время непосредственно в Академии художеств – в несохранившемся доме на Литейном дворе.

География пейзажей 1920-х – в основном, окрестности Андреевского (ныне Василеостровского) рынка.

Пейзажи начала 1930-х отмечены всё большим лаконизмом изобразительных средств. В 1934-м по заказу Ленсовета Алексей Карёв написал масштабную картину «Нева». Она экспонируется в соседнем зале экспозиции. Предположительно, нужный ракурс изображённого мотива художник увидел со стороны Адмиралтейского острова. Ему удалось создать величавый образ Невы, неотделимый от образа Санкт-Петербурга-Ленинграда. Этот пейзаж, по существу, стал последним значительным произведением мастера.

Жизнь Алексея Карёва оборвалась трагически: художник умер от голода блокадной зимой 1942-го и был похоронен на Острове Декабристов в братской могиле.

Выставка продлится до 14 января 2025 г.

Пресс-служба ГРМ

Ваш отзыв

Ваш отзыв