в Российском этнографическом музее начнется курс лекций «Этнографические этюды» известного этнографа, заведующего отделом этнографии русского народа Дмитрия Баранова. Цикл из трех встреч будет посвящен крайне редкой теме — народным представлениям о зачатии и рождении детей, беременности, специальным обрядовым практикам, сопровождающим эти важнейшие этапы в жизни каждого человека.
Первая встреча состоится 17 октября и будет посвящена традиционным представлениям о том, как появляются дети и расскажет «Откуда берутся дети? Об одном из сюжетов народной эмбриологии» Лекция расскажет, как «программировали» пол и количество будущих детей, из чего «делаются» дети, кто такие «празднички», почему необходимым условием зачатия является «знание», кто виноват в бездетности семьи, как время зачатия и рождения определяют судьбу человека, о роли мышей и лягушек в появлении детей.
На второй лекции «Между мирами: статус беременной в крестьянской культуре», которая состоится 7 ноября, речь пойдет о восприятии беременности и беременной, о ее мести в мифологической картине мира и практиках, связанных с беременностью. Почему беременная считается сумасшедшей, как она связана с хтоническим миром, существовало ли «сообщество» беременных, какова природа женского «золотника, как беременность связана с дорогой? – эти и другие вопросы будут затронуты при характеристике эмбриологических представлений русских крестьян.
Последняя встреча цикла «Незнакомые» дети: образ незаконнорожденных детей в русской культуре» состоится 7 декабря. В лекции речь будет вестись об образе «незаконных» детей в русской деревне, который был неоднозначным: с одной стороны, это дети, которым, согласно представлениям, покровительствует сам Господь Бог, с другой – это изгои в обществе, которым приписывались связи с нечистой силой. Почему незаконнорожденные дети рождаются ногами вперед, и почему было много желающих стать их крестными родителями, как их называли и откуда взялось представление об их счастливой судьбе, как к ним относились в сельском обществе и кем они становились, когда вырастали – ответы на все эти вопросы будут получены на лекции.
«Курс лекций посвящен одной из самых табуированных в традиционной культуре сторон жизни крестьянина — представлениям и обрядовым практикам, которые относятся к ситуации зачатия и рождения детей. Во многом это определило и природу источников материала, легшего в основу лекций. Это не только этнографические описания, которые довольно скупо описывают, например, внутриутробную жизнь ребенка, но и лингвистические данные и фольклорные тексты, которые позволили реконструировать «народную эмбриологию» русских крестьян», — рассказал Дмитрий Баранов.
Ранее в этом году Дмитрий Баранов с большим успехом выступил с лекцией из предлагаемого цикла на Сахалине. В Поронайском краеведческом музее Дмитрий Александрович рассказал жителям и гостям города о «народной эмбриологии» и представлениях о жизни, беременности, рождении детей и смерти в русской культурной традиции.
«Захватывающая лекция», – поделилась впечатлениями одна из посетительниц лекции в Поронайске. «Мы, конечно, всё это знаем – каждый из нас рождается, знакомится с кем-то, замуж выходит или женится, беременеет, рожает ребенка. А вот то, что этот процесс имеет такую этимологию, такую семантику – для меня это было очень интересно. Он обращается к сказкам, легендам, и анализирует их с научной точки зрения. Это потрясающе».
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4/1
ethnomuseum.ru