Мой Серебряный век

Священный сумрак белой ночи! Неумолкающий прибой! И снова вечность смотрит в очи Гранитным сфинксом над Невой.

Георгий Иванов

19 июня 2019 года на сцене БКЗ «Октябрьский» состоится долгожданное событие: премьера программы Олега Погудина «Серебряный век. Вариации. Петербург». За полгода гастрольной жизни в России и за рубежом он приобрел славу выдающегося культурного явления. Еще на премьерном показе в Кремле 22 декабря 2018 года стало понятно, что это не привычная музыкально-поэтическая композиция романсовой направленности, но полифоническое драматургическое произведение с ясным авторским замыслом, сюжетом и стройной структурой повествования, свойственной спектаклю.

С первых же минут жизни на сцене «Серебряный век» предстал перед зрителями метафорическим кораблем (не одним ли из тех, на котором артисты бывшей царской России покидали родину, отплывая в заморские края), лайнером величавой красоты. Олег Погудин – его капитан — стоя на «мостике», не просто вглядывается в прошлое. Он воссоздает, реконструирует то время, бережно и выразительно, приводя в спектакль целую актерскую труппу – солистов оперы, балета, артистов кино и театра. Для каждого из человеческих чувств он находит свою форму выражения – романс, поэтическая декламация, балетная миниатюра, «уличная сценка» – все они говорят о том, без чего живая человеческая душа не мыслит себя – о сострадании, милосердии, нежности, потерях, о возрождении и ожидании лучшего.

В «Серебряном веке» Олег Погудин идет на отчаянный шаг – ломку сложившего имиджа. Преданный зритель, который за 30 лет привык к концертам, где артист – единственное действующее лицо, — новой программой оказался озадачен. Он готов отдавать внимание и восторги одному артисту, а тут целый ансамбль профессионалов, множество отдельных сюжетных линий, — возникает необходимость связывать это все воедино, размышлять, наблюдать за каждым участником в отдельности, но и не упускать из виду все полотно в целом. Здесь мизансцены, передний и задний план, видеопроекции. Здесь пролог, коллизии, кульминация и развязка. Музыкальный апофеоз и приглашение к размышлению. Не то чтобы это трудно, но в те минуты, когда Олега Погудина на сцене сменяют другие артисты, зритель ощущает недоумение и понятную грусть: «Ну, где же он? Мы же пришли на него?», и с нетерпением ожидает его возвращения. И не видит главного: Олег Погудин в «Серебряном веке» наконец обрел возможность наиболее полно выразить свою артистическую сущность: он не только поет, танцует, читает стихи, выводит на сцену героев Серебряного века. Но еще путешествует по эпохам, выстраивает сюжет, играет со зрителем в ассоциации, приглашает к участию в дуэтах прекрасных солисток.

Кстати о дуэтах. Совсем новый элемент в творческой манере артиста – ценный компонент спектакля, через который Олег Погудин провозглашает основной вдохновляющий принцип искусства — взаимодействие мужского и женского начал. Выразив через дуэты свою артистическую пластичность, мужское мягкое покровительство и природную нежность, он раскрывается в новом качестве – как чуткий и сильный партнер.

Еще одно замечательное свойство концерта-спектакля «Серебряный век» — где бы он ни прорастал поэтическими корнями, на любой сцене он адаптируется к атмосфере места и находит мгновенный отклик. Его художественная энергия, смысловые оттенки, ритм и звучание завоевывают зрительские сердца сразу. «Серебряный век» созвучен всем тем, кто, так или иначе, сопряжен с русской культурой.

Одним из первых о «серебряном веке», как о культурном явлении века XIX, писал философ Владимир Соловьев в своем труде «Импрессионизм мысли» (1897). Но Олег Погудин говорит о его позднем периоде – и более всего о петербургской ипостаси. В премьерном спектакле 22 декабря поэтической главной нотой был Николай Гумилев, ему вторили Адамович, Блок, Северянин, Анненский…. 31 декабря в концерте «Звезда любви. Вариации. Серебряный век» к ним присоединился Осип Мандельштам с его истиной петербургской горчинкой. И вот теперь 19 июня сего года на сцене БКЗ «Октябрьский» мы увидим новые вариации концерта-спектакля, которые обещают быть особенно впечатляющими, ибо Серебряный век с Петербургом состоит в крепчайшей сердечной связи.

Спектакль Олега Погудина «Серебряный век. Вариации. Петербург» — о многом, что нам созвучно, понятно и дорого. Исполненный изящным многоголосием по великолепно написанной драматургический партитуре, он говорит нам о том, что одноименная эпоха никогда не станет списанным в архив прошлым. Серебряный век всегда будет звучать для нас в каждой дождевой ноте, сверкать в каждом росчерке солнечного пера. Он будет нашим воздухом, нашей радостью, жизненным уроком, добрым наставлением его мастеров. И пусть зрителю в большинстве своем хочется не философских сентенций, но просто мелодий, просто музыки, просто ритмичных тактов, чтобы два часа проведенные в зале стали абсолютным счастьем, на которое откликнется и разум, и душа и память. Чтобы потом, когда все закончится, выйти в мягкий флер белых ночей, и, вдохнув терпкую смесь питерского воздуха, воды и гранита, слиться с этим городом через живущее в подкорке «Люблю тебя Петра творенье». Возможно, после концерта в БКЗ «Октябрьский», к нему прибавится новый мотив – мотив Серебряного века. И вспомнившееся стихотворение Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай» напомнит нам, как многомерен Петербург – этот город городов, как величаво сквозь него проходят времена и страны, эпохи и идеи, что позволит каждому из нас сказать: «Это мой Серебряный век».

Кристина Ф.-Януш

Ваш отзыв

Ваш отзыв