2022
«Интонарумори»: Русский музей запустил новый подкаст к выставке «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций»
Выставка «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций» объединила работы итальянских и русских футуристов - основополагающие произведения итальянского футуризма показаны в диалоге со знаковыми работами отечественных мастеров. Посетители Михайловского замка могут увидеть их сходство и различия, а также лучше понять эпоху авангардистских экспериментов, охвативших всю Европу. Для тех, кто хочет узнать больше о футуризме в искусстве, Русский музей запускает новый подкаст
Стремление футуризма к поиску образных средств, созвучных веку технического прогресса и высоких скоростей, затронуло не только изобразительное искусство, но и музыку. Идея футуризма о том, что музыка может быть синтезирована не только с помощью специального инструмента, сама по себе революционна. Футуристы создавали музыку даже из шума. Интонарумори — это новаторские инструменты музыкантов-футуристов для воспроизведения шумов мира будущего. «Интонарумори» — это новый подкаст Русского музея, посвященный искусству футуризма.
В первом выпуске искусствовед, ведущий методист Русского музея Александр Кибасов обсуждает вместе с социологами и исследователями искусства идеи футуристов прошлого, чтобы понять, как они повлияли на наше восприятие мира сегодня. Подкаст приурочен к выставке Русского Музея «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций», которая продлится в Михайловском замке до 4 октября.
Подкаст доступен на платформах Apple Podcasts, Breaker, Castbox, Google Podcasts, Overcast, Pocket Casts, Radio Public, Spotify.
Благодарим за реализацию проекта подкаст-студию «Две дорожки».
Генеральный спонсор подкаста и выставки — Сбер.
/По материалам пресс-службы ГРМ/
Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения
Имя Игоря Грабаря (1871-1960) неразрывно связано с Серебряным веком русской культуры. Крупнейший отечественный художник-импрессионист, он оказал определяющее влияние на развитие этого течения в русском искусстве. В дореволюционные годы Грабарь получил известность и благодаря своим искусствоведческим трудам, в частности, первой многотомной истории русского искусства, и созданию научной экспозиции Третьяковской галереи. Столь же важен его вклад как художника, ученого и организатора в развитие отечественного искусства и в советское время.
Экспозицию составят более 100 произведений живописи 1880-х – 1950-х годов из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи, других музеев России и частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, а также архивные материалы. Юбилейная ретроспектива художника в Корпусе Бенуа позволит увидеть все грани выдающегося художественного дарования мастера.
Выставка продлится до 20 сентября.
Генеральный спонсор – Банк ВТБ (ПАО).
Михайловский сад Русского музея и Летний сад открываются для посетителей
8 июля для посещения откроется Михайловский сад Русского музея, вслед за ним, 15 июля, гостей примет Летний сад, сообщает долгожданные новости пресс-служба ГРМ.
Посетителям садов будет рекомендовано использовать защитные маски и одноразовые перчатки( при необходимости их можно приобрести на входе), а также соблюдать социальную дистанцию.
Для обеспечения безопасности посетителей в садах будет проводиться ежедневная дезинфекция, павильоны и кафе будут временно закрыты.
Программа онлайн-трансляций Русского музея
Также с 23 марта стартует проект, в котором примут участие художественные музеи России, где сейчас располагаются Культурно-выставочные центры Русского музея (Ярославль, Казань, Саранск и Мурманск). В рамках проекта музеи будут рассказывать о самых значимых произведениях из своих коллекций на официальных страницах в социальных сетях под хэштегом #искусстворядом.
Помимо трансляций, Русский музей предлагает широкий выбор онлайн-ресурсов, которые представлены в открытом доступе в сети интернет на сайтах музея:
Коллекция музея (около 3 000 произведений в высоком качестве)
Виртуальные туры по основной экспозиции и временным выставкам
Видеозаписи онлайн-лекций в Центре мультимедиа (более 100 записей)
Электронный курс русского искусства
Программы дополнительного образования и курсы, созданные специалистами Центра музейной педагогики и детского творчества
Дата
|
Время
|
Название
|
23.03, пн | 16:30 – 16:41 | Открытый показ Фильм «Русский музей в XXI веке» |
16:41 – 18:00 | «Профессия – Русский музей» Встреча с генеральным директором Русского музея В.А.Гусевым (запись встречи 20.03.2018) |
|
24.03 вт. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Александр Иванов. Явление Христа народу» А.В. Прозорова, ведущий методист методического отдела |
17:00 – 18:30 | Онлайн-лекция «История Русского музея в фотографиях» И.И.Карлов, главный специалист по теории и истории хранительской и реставрационной работы Русского музея |
|
25.03 ср. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Мраморный дворец» О.С. Рачкова, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея |
17:00 – 18:00 | Открытый показ Фильм «Александр III. Бронзовый странник» |
|
26.03 чт. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона» Е.В. Яковлева, ведущий методист методического отдела |
17:00 – 18:30 | Онлайн-лекция «Картина, стиль, мода» М.А. Костриц, старший научный сотрудник отдела новейших течений |
|
27.03 пт. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Михайловский (Инженерный) замок» О.С. Рачкова, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея |
17:00 – 18:45 | Онлайн-лекция «Александр III и изобразительное искусство» П.Ю. Климов, заведующий отделом живописи вт. п. XIX – начала XX веков |
|
30.03 пн. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Икона «Чудо св. Георгия о змие» А.М. Водолеева, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея |
17:00 – 18:00 | Открытый показ Фильм «Восхождение на Амвон» |
|
31.03 вт. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Федор Бруни. Медный змий» А.В. Прозорова, ведущий методист методического отдела |
17:00 – 18:30 | Онлайн-лекция «История одной картины. Федор Лосенко. «Владимир и Рогнеда» С.В. Бирюкова, заведующий отделом «Центр мультимедиа Русского музея» |
|
01.04 ср. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Виктор Васнецов. Витязь на распутье» Е.В. Яковлева, ведущий методист методического отдела |
17:00 – 17:30 | Онлайн-экскурсия «Строгановский дворец» О.С. Рачкова, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея |
|
17:30 – 17:41 | Цикл «Книги о Русском музее». Строгановский дворец С.О. Кузнецов, заведующий сектором изучения Строгановского дворца |
|
02.04 чт. | 16:30 – 17:00 | Открытый показ Фильмы из цикла «История одного шедевра». Эпоха Петра I |
17:00 – 18:00 | Онлайн-лекция «Петровский Петербург» М.В. Руденская, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея службы «Виртуальный Русский музей» |
|
03.04 пт. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Дмитрий Левицкий. Смолянки». А.В. Прозорова, ведущий методист методического отдела |
17:00 – 18:00 | Открытый показ Фильмы из цикла «История одного шедевра». Эпоха Павла I |
|
06.04 пн. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Валентин Серов. Портрет графини Орловой» Е.В. Станкевич, заведующий методическим отделом |
17:00 – 18:00 | Открытый показ Фильм «Реставрация картины Михаила Нестерова «Святая Русь» |
|
07.04 вт. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Василий Суриков. Покорение Ермаком Сибири» Е.В. Яковлева, ведущий методист методического отдела |
17:00 – 18:00 | Онлайн-лекция «Романтизм и классицизм: вечный диалог» М.В. Руденская, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности музея службы «Виртуальный Русский музей» |
|
08.04 ср. | 16:30 – 17:00 | Онлайн-экскурсия «Леон Бакст. Древний ужас» Е.В. Станкевич, заведующий методическим отделом Онлайн-лекция «Майолика Михаила Врубеля» Е.В. Амфилохиева, ведущий методист методического отдела |
17:00 – 18:00 | Открытый показ Фильм «Искусством мечтать. Реставрация картины Вильгельма Котарбинского» |
В программе возможны изменения.
Программа трансляций будет опубликована на сайте и в социальных сетях Русского музея .Официальный сайт Русского музея: http://rusmuseum.ru/
Социальные сети Русского музея:
vk.com/rusmuseum
facebook.com/TheStateRussianMuseum
instagram.com/russian_museum
ok.ru/russianmuseum
twitter.com/rus_museum
И.Е. Репин. К 175-летию со дня рождения
Его портреты музыкантов, портреты детей выполнены с гениальной выразительностью, открывая внутренний мир конкретной минуты изображенного на портрете.
Генеральный спонсор выставки – Банк ВТБ (ПАО).
ВЫСТАВКА КОНСТАНТИНА СОМОВА
В Русском музее, в Инженерном замке открывается выставка к 150-летию Кнстантина Сомова (1869-1939). Константин Сомов – один из крупнейших мастеров русского искусства первой половины ХХ века, яркий представитель творческого объединения «Мир искусства». Сомов создавал портреты и пейзажи, ретроспективные жанры, активно работал в области журнально-книжной графики.
Это первая выставка произведений Сомова в Русском музее за 50 лет. Предыдущая экспозиция, посвященная творчеству мастера, была приурочена к 100-летию со дня его рождения и состоялась в 1969-м.
На экспозиции представлено более 100 произведений Сомова 1890-х – 1930-х из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, других музеев и частных собраний. Среди них признанные шедевры мастера «Портрет Анны Карловны Бенуа» (1896), «В боскете» (1899), «Портрет А.П. Остроумовой» (1901), «Осмеянный поцелуй» (1908), «Арлекин и дама» (1912), «В лесу» (1914), «Зима. Каток» (1915), «Язычок Коломбины» (1913 – 1915) и др.
Выставка откроется 8 августа в 16:00 и продлится до 4 ноября. Генеральный спонсор выставки – Банк ВТБ/ По материалам пресс-службы ГРМ 31.07.2019/
ЛЕТНИЙ САД 315
315-летие Летнего сада
Помимо концертной программы гостей праздника ожидают тематические экскурсии, мастер-классы, викторины, подарки и сюрпризы./Фото Калясиной Людмилы 10.06.2019/
Майские праздники в Русском музее
Режим работы Русского музея с 1 по 5 мая и с 9 по 12 мая 2019 года не меняется. 8 мая музей закрывается на час раньше — в 17:00 (касса работают до 16:30).
С 1 мая открываются после просушки Летний и Михайловский сады и начинается новый сезон в Летнем дворце Петра I. Посещение проходит только в сопровождении экскурсовода, билет можно приобрести в кассе перед входом.
«Девятый вал» И.К. Айвазовского и эскиз знаменитого «Явления Христа народу» А.А. Иванова вернулись в Русский музей
Жемчужины коллекции Русского музея вернулись на постоянную экспозицию после выездных выставок. С 13 марта в залах музея посетители смогут вновь увидеть «Девятый вал» И.К. Айвазовского, эскиз знаменитого «Явления Христа народу» А.А. Иванова и живописные работы К.И. Брюллова.
Один из самых известных пейзажей И. Айвазовского «Девятый вал» с октября 2018 г. находился в Токийском Художественном музее Фудзи. Кстати, именно эта картина в 2003 г. была признана японцами самым впечатляющим полотном за 30-летнюю историю музея. Темой картины стало противоборство сил природы и воли человека. Пейзаж И. Айвазовского изображает море после ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи утреннего солнца освещают огромные волны, которые вот-вот обрушатся на людей, тщетно пытающихся спастись на обломках мачты. Самая мощная из надвигающихся волн – девятый вал. Это название художник перенял из народного поверья о том, что во время шторма одна из волн является самой страшной и сокрушительной, именно её многие мореплаватели и называли «девятым валом». Морской пейзаж был написан И. Айвазовским под впечатлением от пережитой бури в Бискайском заливе, в которую художник попал, путешествуя на судне в 1844 г.
Большой эскиз картины «Явление Христа народу» А. Иванова (сама картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве) возвращается в Русский музей после выставки в Ватикане, на которой с ноября 2018 г. были представлены самые значимые работы русского искусства различных периодов. Первоначальный замысел художника предусматривал создание картины именно такого размера, и лишь в процессе работы Иванов пришел к более крупному масштабу. В основе сюжета – евангельское событие: вдохновенный Иоанн Предтеча крестит народ в водах реки Иордан, возвещая людям о приходе Того, кто призван произвести коренной поворот в жизни человечества. В библейской легенде художник увидел возможность выразить мечту о свободе: «…начался день человечества, день нравственного совершенствования». Работа над этим произведением продолжалась более двух десятилетий. В процессе создания картины были написаны многочисленные эскизы и этюды, ставшие для многих поколений художников единственной в своем роде школой живописного реалистического мастерства.
Также в Русский музей вернулись произведения К. Брюллова, с сентября 2018 г. находившиеся на выставке в г. Владивостоке. Среди них знаменитая «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» и автопортрет художника. Эти и другие работы К. Брюллова (портреты К.А. Тона и Е. И. Тон, Джузеппе Капечелатро и А.П. Брюллов, а также картина «Портрет молодого человека») будут доступны для посетителей в часы работы музея с 13 марта. /Пресс-служба ГРМ/
В Михайловском дворце 11 февраля демонтирована картина Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его
учреждения». Картину сняли со стены с помощью тросов. Она будет освобождена от рамы и накатана на вал для транспортировки. Рама останется в Русском музее, в Третьяковке картину будут выставлять в другом обрамлении. Она будет экспонироваться в Москве на выставке, посвященной И. Е. Репину, вместе с другими картинами мастера, в числе которых «Садко», «Бурлаки на Волге», «17 октября 1905 года», «Какой простор!», «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных». В Русском музее экспозиция, посвященная юбилею художника, будет открыта в октябре 2019 года.Как сообщил Гусев, по договоренности Третьяковка в ответ предоставит на выставку в Русский музей равноценные большемерные вещи. /Фото Владимира Желтова и Калясиной Людмилы 11.02.2019/
февраль — март 2019.
«Зимний пейзаж»А.К. Саврасова и альбом рисунков авторства О.А.Лагоды-Шишкиной передан Русскому музею от УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Транспортной службой УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области была пресечена попытка попытка вывоза гражданином КНР с территории Российской Федерации в Китай картины «Зимний пейзаж»А.К. Саврасова и альбома рисунков авторства О.А.Лагоды-Шишкиной. После вынесения приговора, которым гражданин КНРпризнан виновным в совершении в инкриминируемого ему преступления и приговорен к 2, 5 годам лишения свободы условно, а культурные ценности обращены в доход государства.
После обращения картин по вступившему в законную силу судебному решению в собственность государства они поступили на постоянное хранение в коллекцию Русского музея.
В торжественной церемонии передачи картин приняли участие руководитель управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Сергей Валентинович Булавский и директор Русского музея Владимир Александрович Гусев. /Фото Калясиной Людмилы. 26.09.2018. Михайловский дворец/
История портрета Адини кисти «великого Карла»
В Русском музее открылась выставка одного портрета. Картина поступила на хранение в музей в 1920 году из собрания великого князя Константина Константиновича и ранее находилась в Мраморном дворце. Долгое время эксперты не могли придти к единому мнению относительно имени героини картины. Какое-то время считалось,что на портрете изображена Александра Россет — Смирнова. Портрет отличающийся высокой степенью завершенности и мягкой лиричностью образа, свойственной лучшим произведениям художника. Картина долгое время хранилась в собрании мужа Александры Россет, в замужестве – Смирновой — известной дамы пушкинского времени, а муж которой – Смирнов – являлся собирателем живописи. Ошибочное толкование надписи на подрамнике «Га-а Смирнова» — как госпожа Смирнова, а надпись «у смирнова» на карандашном наброске позволила сделать ошибочное предположение об изображении У. Смирновой. » И надпись на рисунке означает не имя и фамилию изображенной, а лишь место владения этой вещи», – пояснил на открытии заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Русского музея Григорий Голдовский. Собачка редчайшей в то время породы кинг-чарльз-спаниель на руках героини портрета помогла исследователям сделать правильный выаод об изображенной на портрете молодой женщины. «Брюллов собак писал превосходно и очень их любил. С такой же собачкой есть изображение Ольги Николаевны. И с этой же собачкой неоднократно изображается сама Александра Николаевна, —уточнил искусствовед Григорий Голдовский. Все эти факты дали основание специалистам сделать вывод, что на портрете изображена великая княжна Александра Николаевна.
В семейном кругу ее называли «Адини». Ее судьба сложилась драматично: будучи всеобщей любимицей, талантливой и красивой девушкой, она умерла от неизлечимой болезни в девятнадцать лет. Один из гвардейских полков попросил изобразить княжну на иконе для полкового храма. Сегодня она хранится в собрании Русского музея и представлена на выставке.
Княжна осталась в памяти у всех, кто её знал, юной,хрупкой, невероятно обаятельной. Такое впечатление героиня полотна кисти «великого Карла» производит и на современного зрителя. Выставка продлится Михайловском дворце до 1 октября./Фото Калясиной Людмилы 09.08.2016
Планы Русского музея к 125-летию
ИМПЕРАТОРСКИЕ САДЫ — 2018
В Летнем саду с 21 по 27 июня проходит «Цветочная ассамблея». Продолжая традиции императора Петра I, который в 1718 году издал указ о проведении ассамблей, старинный сад через 300 лет возобновил её, открыв десятый фестиваль «Императорские сады»современной цветочной ассамблеей, на которой представил гранд-дефиле цветочных нарядов,
соответствующих семи драгоценным камням: рубину, сапфиру, изумруду, розовому кварцу, бриллианту, янтарю и гранату. Под музыку одного из любимых в России балетов Баланчина, гости Ассамблеи увидели наряды из роз, хризантем, глориоз и других цветов, соответствующие семи драгоценным камням: рубину, сапфиру, изумруду, розовому кварцу, бриллианту, янтарю и гранату. Каждый наряд был дополнен головным убором с сияющими камнями. Фестиваль впервые за десять лет перенесен из
Михайловского сада в Летний сад, аллеи и фонтаны которого украшены живыми цветами, а на главной аллее сада развернута выставка «Цветущее наследие» — 50 фотографий из 22 мировых исторических садов и парков. Украшением праздничного убранство сада стали два ароматизированных фонтана. ОксанаЧернышева, президент Гильдии парфюмеров, автор идеи, объяснила звучание аромата роз и пионов на Фестивале «Императорские сады» как любимого аромата российских императоров. Проект покоряет изяществом и мастерством парфюмеров, становясь мостиком от петровских ассамблей до ассамблей современных. Фестиваль продлится с 21 по 27 июня, вход в Летний сад в это время платный. /Фото Калясиной Людмилы 21.06.2018/
Торжественное открытие памятного знака
В Парадном дворе Михайловского дворца, на Инженерной, ул, 4 состоялось торжественное открытие памятного знака — подарка Русскому музею от Правительства Санкт-Петербурга. 19 марта 2018 года Русский музей отмечает свой 120 — летний юбилей. К этой дате скульптор Илья Дюков создал памятный знак, где увековечил в бронзе профили двух основателей музея – императора Александра III и Николая II. На плите воспроизведен текст именного высочайшего указа Александра III об учреждении музея, изданного 14 (25) апреля 1895 года.
Памятный знак дополнит уже имеющуюся в Парадном дворе композицию из двух гранитных блоков, оставшихся при строительстве Михайловского дворца (1819-1825гг.) и найденных в земле во время реставрации двора в год 110-летия со дня открытия музея. 19 марта в День Русского музея, посвященный 120-летию со дня его открытия с 10.00 до 18.00 – свободный вход во все филиалы Русского музея при предъявлении бесплатных билетов (билеты выдаются в кассовых залах филиалов).
Михайловский дворец и корпус Бенуа открыты до 20.00.Во всех дворцах в 12.00, 14.00 и 16.00 будет звучать живая музыка в исполнении учащихся школы при консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и лицея искусств «Санкт-Петербург». В 12.00 в Михайловском дворце в Академическом зале № 14 пройдет концерт оркестра театра Мюзик — холл под управлением Фабио Мастранджело.
В Михайловском дворце гостей будут встречать костюмированные персонажи в реконструированных исторических костюмах.
В парадном вестибюле посетители смогут ознакомиться с выставкой детского творчества «С днем рождения, музей!».
Посетителей музея ждут викторины и приятные сюрпризы. /Фото Калясиной Людмилы 16.03.2018/
Екатерина Великая в стране и в мире
В Михайловском замке при поддержке Благотворительного фонда «Система» открылась выставка «Екатерина Великая в стране и в мире» из цикла «Сага о Романовых».
Представленная экспозиция посвящена так называемой российской эпохе просвещения, а также внутрироссийским и геополитическим преобразованиям, связанным с именем императрицы Екатерины II.
За 34 года правления выдающейся женщины-реформатора, получившей титул «Великая», произошли реальные перемены в социальной структуре, в законодательстве, в промышленной сфере, в образовании, в культуре. В частности, было основано первое в России образовательное учреждение для женщин, известное под названием «Смольный институт». Появился Московский воспитательный дом для детей-сирот. Открылась Елисаветградская медико-хирургическая школа. Перечислятьекатерининские заслуги можно долго.
При этом, конечно же, нельзя идеализировать образ царицы, пришедшей к власти в результате дворцового переворота и свергнувшей с престола собственного мужа. При ней произошло максимальное закрепощение крестьян, расширилось мздоимство и распространилось такое неподобающее и непристойное для государственного правителя явление, как фаворитизм.
Данная выставка, разнообразная по темам и целостная в культурно-историческом аспекте, не предполагает какой-либо оценки деятельности императрицы, а предлагает посетителям взглянуть на этот образ широко, непредвзято и максимально объективно. На ней представлено более 500 произведений живописи, графики, скульптуры, нумизматики, прикладного искусства, изделий из фарфора и стекла, костюмов и архивных документов. Помимо Русского музея, филиалом которого является Михайловский замок, в оформлении экспозиции поучаствовали Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Госархив, Военно-морской музей, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Павловск», музей А. В. Суворова. Есть также экспонаты из частных собраний. Значительное место в экспозиции занимает тема Крыма, присоединение которого к России произошло как раз при Екатерине II в 1783 году.
«Мы стремились показать эпоху Екатерины Великой как историко-культурную и художественную целостность и через произведения искусства представить важный этап российской истории, который при всех достоинствах и недостатках по праву должен называться «эпохой русского просвещения», — сказал на открытии заведующий отделом живописи Русского музея, главный вдохновитель этого проекта Григорий Голдовский.
Выставка продлится до 28 мая.
Константин Глушенков
Фото Владимира Желтова
Екатерина Великая в стране и мире
Глубинные внутрироссийские и геополитические преобразования, в которых огромную роль сыграли личностные особенности Екатерины II, нашли отражение в многочисленных памятниках изобразительного и прикладного искусства.
Выставка организована при поддержке благотворительного фонда «Система»Открытие выставки состоится 15 февраля в 16.00
Экспозиция продлится до 28 мая
На виду у петербуржцев виды Москвы
В Михайловском замке 23 ноября открылась выставка “Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта”, на которой посетители увидят 15 картин из знаменитой «московской серии» французского живописца, созданной в конце XVIII века по Высочайшему заказу и никогда не экспонировавшейся в полном объеме. В экспозицию вошли также созданные практически одновременно с делабартовскими виды Москвы, исполненные художником Илларионом Мошковым.
25 и 26 ноября Благотворительный фонд “Система” дарит всем жителям и гостям Санкт-Петербурга бесплатный вход в Михайловский замок и на эту выставку, и на на друге экспозиции Русского музея в Михайловском замке.Акция Фонда приурочена к Международному дня благотворительности. #ЩедрыйВторник — русское название инициативы Giving Tuesday. Начиная с 2012 года каждый последний вторник ноября люди из 75 стран занимаются благотворительностью и рассказывают об этом. В инициативе принимают участие звезды, актеры, политики, компании, общественные организации и частные лица.
Каждый, кто в этот день готов сделать доброе дело, может также стать ее участником. Благотворительный фонд «Система» принимает участие в акции уже второй год. /Фото Калясиной Людмилы 23.11.2017/
Открыт зал № 86 в корпусе Бенуа, посвященный официальному советскому искусству 1930-х – 1950-х годов
С 8 ноября 2017 года для посетителей вновь открыт зал № 86 в корпусе Бенуа, посвященный официальному советскому искусству 1930-х – 1950-х годов. Как сообщает пресс-служба русского музея, открытие зала после реставрации приурочено к юбилею революции 1917 года. В экспозицию вошли масштабные произведения Аркадия Пластова, Александра Герасимова, Веры Мухиной и других художников, открывавшие главные всесоюзные выставки и отмеченные государственными наградами и премиями.
В зале можно увидеть картину Аркадия Пластова «Колхозный праздник», которую он создал к выставке «Индустрия социализма». Она могла бы быть просто сценой крестьянского застолья, но портрет Сталина и транспарант с его крылатой фразой «Жить стало лучше, жить стало веселее» заставляют картину прославлять успехи коллективизации и демонстрировать достижения нового уклада советской деревни.
Полотно Александра Герасимова «Гимн Октябрю» изображает торжественное заседание, посвященное двадцать пятой годовщине Октябрьской революции: до отказа заполненный зал Большого театра внимает речи Сталина. На самом деле мероприятие было отменено по соображениям безопасности, однако это обстоятельство не помешало художнику получить за картину Сталинскую премию.
Важнейшей функцией социалистического реализма было поддержание культа личности лидера коммунистической партии и государства И.В. Сталина. Его портреты и сцены с его участием занимали самые почетные места на выставках. Рядом располагались изображения советской элиты: деятелей партии и руководства армии. Важное место среди жанров и тем занимали изображения «знатных людей»: передовиков производства и сельского хозяйства, избранных представителей интеллигенции.
Многочисленные произведения, посвященные труду и народному быту, были полны оптимизма и благодарности партийному руководству. В монументальном искусстве и в скульптуре развивался своего рода советский символизм. В его русле создавались достаточно обобщенные образы, олицетворяющие важные для общества идеи и понятия.
В Русском музее состоялась встреча представителей СМИ с потомками великого русского художника И.К.Айвазовского
В Академическом зале №14 Михайловского дворца, где находится постоянная экспозиция работ великого И.К.Айвазовского, состоялась встреча представителей СМИ с потомками по линии его третьей дочери — Александры Ивановны Лампси. Потомки русского живописца прилетели в Санкт-Петербург из Австралии, чтобы впервые увидеть полотна своего легендарного предка — «Девятый вал» и «Волну». Делегация из 10 человек: трое пра-правнуков и их
детиприехали в Россию в год 200-летия художника. Делегацию приветствовали директор русского музея Владимир Гусев и заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX вв. Григорий Голдовский, которые передали гостям каталог выставки И.К. Айвазовская, которая состоялась в Русском музее к 200-летию со дня рождения художника и флешку с фильмом, посвященным этому событию. Никто из представителей семьи не говорит по русски, но планируют выучить русский язык и побывать в России еще раз. /Фото Калясиной Людмилы 03.08.2017/
Десятый фестиваль «Императорские Сады России», проходящий в Михайловском саду, десять дней будет радовать петербуржцев и гостей города авангардными театральными постановками, выступлениями музыкальных коллективов и игровыми квестами по истории авангарда.«Участники юбилейного фестиваля, — сказала Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея, — переосмыслили тему современного искусства, тему авангарда, который возник на стыке 20-х годов. И в своих работах они их вывели в объем и создали очень интересную глубокую философию на каждом из объектов. «Радует, что благодаря спонсорам, в юбилейном фестивали участвует много воспитанников социальных учреждений — дети и молодые люди с ограниченными возможностями, которые работая над проектами, поражали своей искренность, теплотой и непосредственностью», — отметила она. Главная задача социального проекта «Сады детей» в рамках Фестиваля сближении мира обычных людей с миром людей с ограниченными возможностями. Взглянув на знакомый мир глазами другого, «особого» человека, невольно приходишь к мысли, что все мы по сути своей похожи, мы едины, и мы можем понять и принять друг друга, стоит только захотеть… Символично, что центральной экспозицией Фестиваля стало большое сердце у старого дуба, который за свои 281 год многое повидал на свете и на все смотрит с добротой и пониманием. Композиция «Сердце сада», собранная из обычных пластиковых бутылок, привлекает внимание посетителей не только к теме экологии, но и к теме доброты и взаимопонимания. Среди композиций, представленных участниками на юбилейном фестивале, зрительским вниманием пользуется проект «Русский авангард. Парфюмерная проекция». С парфюмерными композициями можно познакомится на специальной открытой инсталляции в парковой аллее, где модно узнать, чем пахнет анархия, и познакомиться с ароматами, посвященными художникам-авангардистам:Василию Кандинскому, Казимиру Малевичу, Михаилу Матюшину и другим. /Фоторепортаж Калясиной Людмилы 09.06.2017/
150 произведений Василия Верещагина художника -баталиста можно увидеть на выставке в Русском музее открывшейся к 175-летию со дня рождения художника. На выставке представлены картины не только из собрания Русского музея, но и привезенные из Третьяковской галереи, Исторического музея, художественных музеев Пскова, Новгорода, Иванова, Костромы, Ярославля, Череповца, Казани и даже из частных собраний. Сам Верещагин называл себя не баталистом, а художником военных сцен. В его произведениях действительно редко можно увидеть эффектные «глянцевые» сцены сражений, яркие образы героев-победителей или официальные портреты высших военных чинов, столь характерные для традиционной батальной живописи. В первую очередь его волновали приносимые войной страдания и героический дух простых солдат. В своих произведениях он первым в изобразительном искусстве рассказал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме. Что такое война Верещагин знал не понаслышке. В 1868 году художник в составе небольшого русского гарнизона оборонял от войск бухарского эмира цитадель Самаркандской крепости. За проявленный героизм был награжден Георгиевским крестом IV степени. Бесстрашный военный и неутомимый путешественник Верещагин писал не только войну. Посетители смогут увидеть выполненные в разные годы пейзажные этюды, графические произведения, а также портреты и сюжетные композиции, посвященные этнографическим мотивам.
Погиб художник 31 марта 1904 года, находясь на флагманском броненосце «Петропавловск», который подорвался на японской мине на рейде Порт-Артура. Выставка работ Василия Верещагина к 175-летию художника в Русском музее с 20 апреля по 24 июля в корпусе Бенуа (Набережная канала Грибоедова, 2).
В Русском музее 21 марта 2017 состоялось закрытие выставки Ивана Айвазовского. Выставку посетили около 300 000 человек. Директор Русского музея Владимир Гусев сказал, что есть немного грусти в официальном закрытии выставки, но следующая выставка в залах корпуса Бенуа будет посвящена 175-летию со дня рождения всемирно известного русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина. Более 220
произведений из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и других российских музеев будет представлено на выставке. Наряду с прославленными полотнами В.В.Верещагина из Туркестанской и Балканской серий (1860-1880-е годы) на выставке впервые столь полно будет раскрыта важная, но менее известная широкому зрителю грань наследия великого живописца – выполненные в разные годы пейзажные этюды и этнографические мотивы (портреты и сюжетные композиции). Впервые в большом объеме будут представлены графические произведения В.В.Верещагина.Экспозицию дополнят уникальные документальные материалы из архива Русского музея и предметы быта из собрания Российского Этнографического музея, связанные с жизнью и творчеством В.В.Верещагина. Фоторепортаж Людмилы Калясиной 21.03.2017
Уникальный резной золоченый деревянный амвон XVI века впервые покажет Русский музей в 2017 году на вставке «Искусство Великого Новгорода», рассказал на пресс-конференции в пресс-центре «Интерфакс — Северо-Запад» директор Русского музея Владимир Гусев. В планах музея на 2017 год подготовка масштабной выставки к 175-летию Василия Верещагина, которая откроется в Корпусе Бенуа 20 апреля, а затем будет показана в Третьяковской галерее. В 2017 году в Русском музее продолжится работа над генеральным каталогом, на пресс-конференции рассказала Елена Николаевна Петрова, заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея. «В этом году планируется завершить публикацию собрания второй половины XIX века и издать каталог собрания рисунка,» — сказала она.
В 2017 году музей также планирует реконструкцию двух дворов-колодцев Михайловского дворца и установку пассажирского лифта, который соединит вестибюль в цокольном этаже со всеми уровнями дворца. Частично будет открыт Летний дворец Петра I, несмотря на то, что его реставрация не завершена до конца.
В 2017 году Государственный Русский музей продолжит проекты, направленные на адаптацию музейных пространств и создание универсальной среды для людей с ограниченными возможностями. В Михайловском замке будет создан проект для незрячих посетителей «Антики Павла I», в Строгановском дворце откроется «Тактильный кабинет», в Михайловском дворце будет создано специальное мобильное аудио приложение для посетителей с нарушением слуха и начнутся экскурсии.
19 марта состоится открытие мемориальной доски Василию Алексеевичу Пушкареву, возглавлявшему Русский музей с 1951 по 1977 год. /СПб 09.02.1017/
В Русском музее в корпусе Бенуа открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского. На ней представлено 250 работ, среди которых 130 живописных произведений, 90 предметов прикладного искусства, подлинных вещей и 20 произведений графики. В первыеАвазовский представлен на выставке как живописец главного морского штаба. Открывая выставку, директор Русского музея Владимир Гусев, подчеркнул, что выставка посвящена не только юбилею художника, но и другим событиям в морской истории страны. Это 320-летие основания российского флота, 110-летие со дня создания подводного флота и125-летие Русского музея, которое будет в 2020 г. Основуюбилейной экспозиции составляют его самые знаменитые произведения: «Вид Одессы в лунную ночь», «Девятый вал», «Буря над Евпаторией», «Пушкин у моря» и, конечно, «Волна». В выставке также приняли участие Третьяковская галерея, ГМЗ «Петергоф», «Царское село», Центральный военно-морской музей, Адмиралтейство и Феодосийская галерея, 15 работ поступило из частных коллекций. Выставка открыта для посетителей с 22 декабря 2016 до 10 марта 2017 года. /Фото Калясиной Людмилы 21.12.2016/
В Русском музее открылась персональная выставка Александра Николаевиачf Павлова — одного из продолжателей классической русской школы живописи. В Мраморном дворце представлено более 100 живописных работ художника из фондов Русского музея, частных коллекций и собрания автора. Петербург — Ленинград формировал душу художника, его внутренний мир, когда в 23 года художник поступил вольнослушателем в Ленинградскую академию художеств. С 1977 года художник живет и работает в Тюмени. Выставка в Мраморном дворце проходит при поддержке губернатора Тюменской области Владимира Якушева, Первого заместителя Губернатора Тюменской области Натальи Шевчик, Председателя Тюменской областной Думы Сергея Корепанова и депутатов Тюменской областной Думы, которые с большой теплотой и пониманием относятся к творчеству своего земляка. Он обращается к теме природы и деревенской жизни, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту, реже — портрету. Проходя от картины к картине с автором полотен, мы попросили его ответить на вопрос о том, кого он считает своими учителями.
Александр Николаевич не назвал конкретных имен, говоря, что художник теряет свою индивидуальность становясь последователем — учеником одного художника. В его произведениях прослеживается влияние многих художников — таких как Поленов и Кустодиев, но работы Павлова всегда индивидуальны и неповторимы. Он решает живописные задачи не акцентируя внимания на определённой манере. Мир природы на полотнах Александра Павлова полон тепла и ласки. «Художник в своих произведениях стремится передать полноту ощущений и чувств, которые вызывает у него созерцание природы, — сказала Евгения Николаевна Петрова, заместитель директора Русского музея на открытии пресональной выставки художника, — они проникнуты любовью к России, к своей малой Родине.» Его произведения находятся в Русском музее, Тюменском музее изобразительных искусств, других музеях России, а также в частных коллекциях России, Франции, Германии, Польши, Венгрии, США. Выставка «Александр Павлов» открыта для посетителей с 23 ноября 2016 года до 1 февраля 2017 года./Фоторепортаж Калясиной Людмилы 23.11.2016/
В Санкт-Петербурге стартовал социально-культурный проект «Искусство охранять», который реализуется Сбербанком совместно с Государственным Русским музеем. С 6 октября по 24 ноября каждый четверг петербуржцы и гости города смогут посетить Русский музей абсолютно бесплатно. «Банки и музеи объединяет общая задача сохранение ценностей»,- отметил Владимир Александрович Гусев, директор ФГУК «Государственный Русский музей». «Мы надеемся, что этот проект поможет многим людямприобщиться к искусству, открыть для себя новое в живописи, сульптуре и архитектуре», -прокомментировал Дмитрий Владимирович Курдюков , председатель правления Северо-Западный банк Сбербанка РФ. В акции участвуют все дворцы музея, а также выставка «Кандинский и Россия». Такая акция приурочена к 175-летию Сбербанка. В Петербургеучастниками проекта ими стали Русский музей и Эрмитаж. Однако, в Эрмитаж бесплатно будут пускать только во Дворец Меншикова с 12 ноября. Чтобы бесплатно посетить Русский музей, достаточно прийти туда в четверг и приобрести бесплатный билет на кассе. По четвергам Русский музей работает по продлённому графику (с 13:00 до 21:00). С 6 октября по 24 ноября (по четвергам), 13:00 – 21:00 стоимость билета в Русский музей: Бесплатно. Банк дарит в честь своего дня рождения жителям России бесплатный вход в 18 музеев страны./ Фото Калясиной Людмилы 06.10.2016/
В мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Государственного Русского Музея готовятся к открытию выставки искусства Великого Новгорода эпохи митрополита Макария, которая начнет свою работу в октябре 2016 года. Помимо икон, посетители выставки впервые смогут увидеть уникальный памятник 1533 года – новгородский амвон Софийского собора. Эта конструкция представляет собой возвышение в центре храма, на которое священнослужители восходятдля совершения значимых богослужебных действий. Реставраторы Государственного Русского Музея, которые ранее не работали с таким типом памятников, провели масштабную работу, занявшую несколько лет. Для подготовки восстановительных работ были проведены сложнейшие технологические и научные экспертизы. Выставка в октябре будет первой для этого памятника с 1926 года, когда он последний раз демонстрировался в полностью собранномвиде. Ценный экспонат «в работе» увидели участники пресс-тура, организованного пресс-службой Русского музея. Конструкция амвона, высота которого 2,6 метра, сохранилась практически целиком. Вставные живописные иконы с образами святых, располагавшиеся в 3 ряда, до нас не дошли, однако сохранились расписанные резные фигуры «человечков» нижнего яруса. Частично утраченными также оказались накладные детали (резные валики, киотцы, капители, херувимы). Для реставрацииамвон был разобран. Все гвозди, когда-либо вбитые в детали, вынимались с крайней осторожностью и сохранялись. Каждая деталь была промаркирована и обозначена на картограмме и схеме сборки Амвона. На каждую из деталей было составлено подробное описание всех повреждений. Описание сохранности каждой детали были занесены в специальный документ — реставрационный Паспорт памятника. Кроме того, каждая деталь до начала реставрационных работ была сфотографирована с лицевой и с тыльной стороны. /Фоторепортаж Владимира Желтова, Людмилы Калясиной/
Картины Айвазовского покинули привычные места в Русском музее
200-летний юбилей Ивана Айвазовского будет отмечаться 29 июля 2017 года. В преддверии юбилея 29 июля 2016 года в Третьяковской галерее открывается выставка художника, для которой Русский музей передает 51 работу Ивана Айвазовского. Среди работ предназначенных для выставки не только живопись и графика из запасников, а и всемирно известные полотна: «Девятый вал», «Волна», «Вид Константинополя при лунном освещении». Для отправки картины покинули привычные места в залах Русского музея. Они будут выниматься из рам и на специальных грузовиках, которые оснащены климатическими установками и пневмоподвесками, что позволит перевозить крупные полотна в полный размер, не сворачивая их через неделю переедут на Крымский вал. Картины вернутся на свои места только в апреле 2017 года. Их место Место картин займут до апреля 2017 года займут произведения Карла Брюллова. / 04.07.2016 Фоторепортаж Владимира Желтова/
В Русском музее открылась выставка портрета, «Моё я. Автопортрет в собрании Русского музея». В корпусе Бенуа многообразие жанра представляют как работы всемирноизвестных художников Брюлова, Репина, Сурикова, Врубеля, Кустодиева… так и работы, знакомые только искусствоведам. Более двухсот работ представлены на выставке. Автопортреты — это не просто остановленное мгновение — это жизнь и судьба художника, его взгляд на самого себя, и через себя — на окружающий мир. На выставке помимо живописи — графика и скульптура. Впервые на временной выставке разрешена свободная фотосъемка и музей проводит для посетителей
специальный конкурс на самое интересное селфи —современную разновидность автопортрета. Выставка продлится с 29 июня по 22 августа 2016 года. /Фоторепортаж Владимира Желтова/
В Михайловском замке открылась выставка выдающегося скульптора первой половины ХХ века
Степана Дмитриевича Нефёдова, работавшего под псевдонимом Эрьзя, взятого им по наименованию одной из мордовских народностей эрзя, к которой принадлежал
сам мастер. Имя Эрьзи известно не только в России, но и во всеммире. С 1907 по 1914 год Эрьзя жил и работал в Италии и Франции. В 1913 году в Париже состоялась его первая персональная выставка. С 1927 по 1950 год Эрьзя провёл в Аргентине, после чего вернулся на родину. Произведения Эрьзи всегда вызывали и продолжают вызывать пристальный интерес, любовь и неподдельное восхищение. В собрании Русского музея хранится самое большое и полное собрание произведений Эрьзи, переданных автором в дар государству. В экспозиции представлена 31 скульптурная работа Эрьзи из собрания Русского музея, выполненные в разные годы, а также 6 работ из собрания Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи в Саранске. Фоторепортаж Владимира Желтова http://rusmuseum.ru/mikhailovsky-castle/exhibitions/stepan-erzya-1876-1959/
IX Международный фестиваль «Императорские сады России»
В Михайловском саду Русского музея открылся IX Международный фестиваль «Императорские сады России». Темой выставки-конкурса ландшафтных композиций стала тема «Цветы жизни». Пятьдесят композицийпредставлено в одном из самых романтичных садов Петербурга. Международная сеть доставки цветов из кустовой хризантемы белого и желтого цвета представила веселый смайлик, «Цветок счастья» расцвел на стенде Усадьбы Марьино, не оставляет равнодушным веселый «цветочный»автомобиль «БИ!БИ!КА!»В этом году Фестиваль имеет социальную
направленность и посвящен детям. Десять дней Фестиваля благотворительные фонды Санкт-Петербурга («Адвита», «Антон тут рядом», «Добрый город», «Апельсин», «Теплый дом», «Время помогать», «Алеша», «Тима и Тома», фонд «Восстановления дворцов Русского музея», фонд «Друзья Русского музея», «В поисках гармонии», «Арт-линия» будут представлять свою деятельность с различными социально-незащищенными детьми. Фестиваль продлится до 19 июня.
В Русском музее «Цирк» — в Корпусе Бенуа открылась выставка с таким названием. Более 400 экспонатов из коллекции Русского музея, из собраний российских музеев и галерей, из частных коллекций, посвященных цирку,организаторы впервые собрали в масштабную экспозицию. «Впервые и Санкт-Петербургский музей цирка отправил на гастроли в Русский музей свои экспоната», — сказала Екатерина Шаина, директор музея. Картины, личные вещи артистов, скульптуруможно увидеть под импровизированным куполом цирка в залах Корпуса Бенуа. Выставка, на которой представлены живописные работы мастеров от Михаила Врубеля, Генриха Семирадского и Виктора Васнецова до Зураба Церетели и Михаила Шемякина, получилась веселой и красочной.Много внимание на ней уделено клоунам. На открытии выставки среди почетных гостей присутствовал солнечный клоун — Олег Попов. Он со своими коллегами по цеху стал первым посетителем экспозиции, которая дарит радость всем посетителям и взрослым, и детям. /18.03.2016/
В Русском музее с 3 марта «Венецианский канавал»
В Русском музее с 3 марта «Венецианский канавал». В Михайловском замке до 30 мая на выставке с таким названием представлены фотографии Михаила Шемякина, Александра Тягны-Рядно, Владимира Балабнева и других авторов. 100 работ современных фотографов, запечатлевших ускользающий образ Венеции. Для Михаила Шемякина карнавал — это продолжение и развитие его темы театра в жизни. Рассказывая о выставке на пресс-конференции, он сказал, что для него важна атмосфера перевоплощения. Его фотографии позволяют увидеть, как костюм и маска перевоплощают человека. Феномен «человека играющего» представлен на фотографиях Александра Тягны-Рядно. Иозеф Киблицкий показывает интернациональный характер карнавала. На фото Владимира Балабнева представлены перформансы,
организованные по инициативе Михаила Шемякина при участии его команды: Вячеслава Полунина, Антона Адасинского… Фотографии выставки показывают венецианский карнавал — символ жизни, праздника, грандиозного действия в котором история и современность сливаются воедино. /Фоторепортаж Елены Флеровой/
Шедевры Серова возвратились в Русский музей. Как сообщает пресс-служба Русского музея, 1 марта 2016 года , после почти полугодового перерыва, знаменитые картины выдающегося мастера русской живописи начала ХХ века займут свои привычные места в постоянной экспозиции Корпуса Бенуа. «Портрет княгини О.К. Орловой» (1911),«Портрет княгини З.Н. Юсуповой» (1900-1902), «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) и другие известнейшие произведения Валентина Серова из коллекции Русского музея принимали участие в нашумевшей выставке в Третьяковской галерее и пользовались особым вниманием посетителей. Теперь петербуржцы и гости города снова смогут увидеть любимые картины./Фото Т.Баркова/
Русский музей всегда рядом со своими посетителями! По адресу rusmuseum.ru заработал обновлённый сайт. Используя современныетехнологии Русский музей стал ближе своим кумирам. В кордигардии состоялась презентация новой версии сайта музея. Журналистам рассказали, про более удобную навигацию – каждый филиал помечен своим цветом. Например, анонсы мероприятий и выставок в Михайловском дворце и Корпусе Бенуа выделены жёлтым, в Михайловском замке – оранжевым, в Мраморном дворце – синим, а в Домике Петра I – тёмно-зелёным. Сайт стал выглядеть более современным. Изменился и логотип Русского музея. Традиционный вензель разместили на красном фоне и «добавили динамики». На обновлённом сайте можно скачать различные мобильные приложения. В мероприятии приняли участие: Анна Юрьевна Цветкова, заместитель директора Русского музея по связям с общественностью; Дмитрий Харшак, руководитель студии «Проектор», дизайнер, учредитель студии и главный редактор журнала «Проектор»Ольга Александровна Попова, директор благотворительных программ БФ «Система».
Петрова Евгения Николаевна, заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея, родилась 13 февраля в Ленинграде. Автор и идеолог многих выставок Русского музея, она работает в Государственном Русском музее с августа 1966 года. В должности заместителя директора с 1986 года. Под руководством Е.Н.Петровой научные отделы ГРМ осуществляют активную научную, издательскую и выставочную деятельность. Она является автором более 200 научных статей по русскому искусству, диапазон ее научных интересов необычайно широк: от русской живописи первой половины XIX века до произведений авангарда и народного искусства. Е.Н.Петрова участник многих научных конференций, в том числе зарубежных. Много времени и сил она отдает подготовке молодых научных кадров. Руководит работой по подготовке Генерального каталога живописи Русского музея. За свой труд она удостоина многих государственных наград. Поздравляем Вас, Евгения Николаевна, с юбилеем и желаем, чтобы ваша подвижническая работа, плодотворная научная, организаторская и просветительская деятельность продолжали укреплять и популяризировать позиции Государственного Русского музея в России и во всем мире. /Февраль 2016/
Русский музей обладает одной из самых больших коллекций икон и это не случайно: все русское светское искусство произошло из иконописи. Иконы представлены как в постоянно расширяющейся выставочной экспозиции самого музея, так и навременных выставках. Огромный интерес привлекли выставленные шедевры Русского музея в филиале в Малаге, в Бергамо на выставке Малевича. Русскому музею переданы 19 икон XVII- XIX веков.Происхождения этих прозведений искусства различно,но судьба в XXI веке сложилась одинаково: их изъяли при незаконным пересечении границы.Иконы были изъяты у владельца, гражданина Грузии Сиордия Т. С., обвиненного по статье «Покушение наконтрабанду» при попытке провоза их через гранцу. Как они к нему попали — такое разбирательство не входило в задачу следствия. Возможно, он покупал их в антикварных магазинах или у бабушек. Не рассматривалась и криминальная возможность создания коллекции.К счастью, переданные иконы не стали причиной раздора между Министерство культуры и РПЦ. Наверное, этому способствовала и политика музея на постоянные контакты с церковью: ведь не секрет, что иконописцам Патриархии разрешено копирование в залах. Дальнейшая судьба икон, переданных музею УФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области — изучение, атрибутирование, реставрация при необходимости. Но они и сейчас в прекрасном состоянии — ведь они находились в частных руках. /Фоторепортаж Татьяны Бушмановой, декабрь 2015 год/
В Русском музее постоянно обновляются выставки как из фондов музея, так и из других музеев и частных коллекций. В корпусе Бенуа Русского музея была открыта выставка «Россия. Реализм. XXI век». Экспозиция знакомит с различными путями развития реалистической традиции в творчестве современных российских художников, работающих на грани академизма, фотореализма и других вариаций этого направления, возникших в последние десятилетия ХХ века. На выставке было представлено более 90 произведений из коллекции
Русского музея, галереи Марины Гисич, галереи «Триумф», Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина галереи «Таврическая 45», галереи «Моховая 18» и частных коллекций. На выставке были
представлены преимущественно молодые живописцы Петербурга и Москвы, среди которых Алексей Беляев-Гинтовт, Илья Гапонов, Дмитрий Грецкий, Вадим Григорьев-Башун, Александр Дашевский, Фрол Иванов, Денис Ичитовкин, Таисия Короткова, Кирилл Котешов, Ольга Оснач, Павел Отдельнов, Екатерина и Игорь Пестовы, Владимир Потапов, Виталий Пушницкий, Керим Рагимов, Хамид Савкуев, Виктор Сафонкин, Мария Сафронова, Михаил Хазин, Петр Швецов и другие. Мастера, чьи работы вошли в состав экспозиции, не принадлежат к какому-либо одному объединению, не все они даже знакомы друг с другом. Выставка «Россия. Реализм. XXI век» позволяет объединить их работы, не углубляясь в терминологические нюансы. Среди художников – представители разных поколений,
приверженцы и воспитанники различных ответвлений традиции с самыми разными эстетическими ориентирами. Здесь присутствуют персонажи актуального искусства и мастера, органично существующие в пределах академического круга. /По материалам пресс-службы Государственного Русского музея. Фото Сергея Деревянко/
В Корпусе Бенуа Русского музея в 2015 году была открыта персональная выставка одного из выдающихся мастеров живописи XIX века, автора жанровых картин и портретов Павла Андреевича Федотова, которая работала до января 2016 года. Евгения Николаевна Петрова заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея, рассказывая представителям СМИ на пресс-показе о творчестве художника, обратила внимание на первые жанровые картинки художника, которые стали положительным опытом для дальнейшего развития социально-критических и характерно-бытовых тем в живописи Федотова. Картинки, которые художник именовал эскизами, выполнены с большой наблюдательность, насыщены»говорящими» деталями где до мелочей прорисована одежда персонажей, головные уборы, предметы необходимые в обычной жизни, по замыслу художника должны были воплотиться в живописные произведения. К большому сожалению всего восемь лет длилась профессиональная карьера живописца. Выставка в Корпусе Бенуа посвящена 200 — летию со дня рождения художника. Картины «одинокого гения», как назвал живописца Григорий Наумович Голдовский, представляющий отдел живописи 18-19 века, сегодня всемирно известные, принесли ему академическое признание при жизни. Оглушительный успех имели картины Федотова «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста». «Сватовство майора». На выставке представлены эти знаменитые работы художника. Большое внимание в экспозиции занимают богатые портретные образы взрослых и детей. В пресс-релизе организаторы выставки отмечают, что юбилейная выставка, посвященная Павлу Андреевичу Федотову, в Русском музее — это дань памяти выдающемуся художнику и человеку трагической судьбы. Выставка продлится до января 2016
Завершились реставрационные работы в парадных залах Мраморного дворца, который был построен итальянским архитектором Антонио Ринальди в 1768-85 годах по приказу Екатерины II для еефаворита Григория Орлова, а в 1795 году, после смерти Орлова, пожалован великому князю Константину Павловичу. С 1992 года дворец входит в комплекс Государственного Русского музея. Для посетителей открылись царскиеприемная, гостиная и знаменная. Самые сложные работы по восстановлению интерьеров, рассказал директор архитектурного бюро ООО «Пассим», Рафаэль Даянов, были проведены в Ротонде, где реставраторы сняли краску с искусственного мрамора стен, восстановили камины и паркет. Работы велись в течение трех лет. По словам замдиректора Русского музея по капитальному строительству и реставрации Владимира Баженова, стоимость реставрации Гостиной у садика, или Орловскойкомнаты, составила 37 млн рублей, трех остальных залов — 120 млн рублей, все средства были выделены из федерального бюджета. «При своевременном финансировании мы сможем завершить реставрацию Мраморного дворца в течение пяти лет», — сказал В.А. Баженов.
Залы первого этажа Михайловского дворца открылись 18.02.2015 для посетителей после реставрации. Русский музей обновил экспозицию русского искусства второй половины XIX века. В залах №23-29 представлены работы ведущих мастеров живописи и скульптуры: работы Ф.А.Ваильева, В.В.Верещагина, Н.Н.Ге, К.М.Маковского, В.Г.Перова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина. Благодаря новой системе светодиодного освещения, позволяющей создать ощущение дневного освещения, картины известных мастеров предстают перед зрителем по-новому. И сами залы Михайловского дворца смотрятся по-новому после реставрации, которая позволила восстановить в бывших покоях великого князя Михаила Павловича гризальную роспись, паркетные полы и другое оригинальное убранство залов, которое в значительной мере было утрачено вследствие создания в конце XIX века в залах Михайловского дворца постоянной экспозиции Русского музея. Вновь открытый раздел постоянной экспозиции позволит зрителям познакомиться с живописными работами, которые ранее находились в запасниках или демонстрировались в других залах. В числе этих работ — малоизвестные живописные эскизы И.И.Шишкина и произведениями М.К.Башкирцевой, имя которой до сих пор не получило заслуженного признания у зрителя; в отдельном зале демонстрируются полотна знаменитого художника-баталиста В.В.Верещагина в числе которых работы из «русской серии» мастера. Реставрация и реэкспозиция проведены в залах 22-29, в залах 18-21 проведена реэкспозиция. Общая стоимость реставрационных работ составила 43,7 млн рублей, в том числе реставрация живописи 13, 7 млн рублей.
Великий Карл
В Русском музее 29.08.2013 открылась выставка десяти картин из частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы. Среди картин эскиз плафона северо-западной части Исаакиевского ВЗЯТИЕ ПРОРОКА ИЛИИ НА НЕБО и МЕССА В СОБОРЕ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ ПО СЛУЧАЮ ВОЗВРАЩЕНИЯ В РИМ ПАПЫ ПИЯ IX и еще восемь неизвестных портретов. Среди них АВТОПОРТРЕТ, ПОРТРЕТ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ, ПОРТРЕТ СТЕФАНИИ ВИТГЕНШТЕЙН, ПОРТРЕТ А.Н.ДЕМИДОВА НА КОНЕ. ПОРТРЕТ АББАТА и ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ У ФОРТЕПИАНО (портрет жены художника Эмили Федоровны (Фридриховны)Тимм, с которой он прожил 40 дней) из коллекции праправнука брата Карла Брюллова (Александра Брюллова) – коллекционера Андрея Каткова. ПОРТРЕТ СЕМЬИ ГАГАРИНЫХ, картина изображающая Княгиню Гагарину с сыновьями была приобретена знаменитым физиологом Иваном Павловым, когда потомки решились продать ее, собирая деньги на эмиграцию. Эту картину хотел бы приобрести Русский музей, сказал Г. Голдовский в интервью каналу Россия, но пока такой возможности у музея нет. Ни одно из десяти полотен никогда ранее не демонстрировалось – в этом уникальность выставки, подчеркнул заведующий отделом русской живописи XVIII-первой половины XIX вв. Государственного Русского Музея и куратор выставки Григорий Голдовский. Выставка будет работать до конца сентября.
В Мраморном дворце «Тротуары Парижа»
29.05.2013 Михаил Шемякин приехал в Петербург с женой на открытие выставки «Тротуары Парижа». Русский музей не первый раз выставляет работы Маэстро. На выставке в Мраморном дворце представлено более 200 работ, которые нигде никогда не выставлялись. Двенадцать лет художник фотографировал мусор парижских тротуаров, видя в них то, что другие не видят и не замечают. Произведения объединены в художественные циклы: «Закулисье», » Петербургские бредни», «НЭП». «Детство и юность моего отца» — автобиографический цикл, посвященный памяти отца художника. Вячеслав Полунин и актеры театра «Лицедеи» приняли участие в открытие выставки. Во дворе музея среди разбросанных мусорных пакетов состоялась шоу клоунов. Художник надеется, что выставка заставит посетителей задуматься о мусоре, о загрязнении улиц. Выставка продлится два месяца.
Лигбез Русского музея
8 января — 130 лет Павлу ФИЛОНОВУ /2013 год/
Третьего декабря 1941 года в блокадном Ленинграде умер художник Павел Филонов.
Умер не от голода, ведь вся его предыдущая жизнь была жизнью — впроголодь. «Все это время я жил только чаем, сахаром и одним кило хлеба в день», — такую запись сделал Филонов в дневнике еще в середине тридцатых годов, во вполне сытое время. В блокаду он умер — от холода. Умер, как часовой на своем посту.
-Мне рассказывали, — вспоминала Ольга Матюшина, — что он кутается во все, что у него есть, и так все ночи стоит на чердаке у слухового окна. Спросила его, правда ли это? И зачем он это делает?
— Пока я там стою, ни одна картина не погибнет и весь дом сохранится!
Филонов погиб, а картины — сохранились, благодаря его сестре. В ту страшную блокадную зиму сорок второго года в Ленинграде люди ежедневно умирали от голода, замерзали на улицах, гибли от бомбежек. И никого не могла удивить женщина, везущая по улице санки. Тогда все что-то везли на санках: умерших родных, воду, дрова или — мерзлую сладкую землю бадаевских складов. Но путь женщины лежал в Русский музей. Евдокия Николаевна Глебова везла в музей работы своего брата — Павла Филонова. Почти двести картин и более двухсот рисунков и акварелей вот так, на саночках, она перевезла через весь город. И все они — сохранились. Сохранены.
Старший научный сотрудник отдела рисунка и акварели Русского музея Людмила Вострецова :
До 1977 года картины Филонова хранились в музее. В 1977 все эти работы брата Евдокия Глебова передала в дар Русскому музею. Коллекция работ художника, была инвентаризирована с названиями, полученными от Глебовой. Дело в том, что по известным причинам Филонову пришлось заменить названия своих картин. И только много лет спустя, при подготовке выставки в Русском музее, у двух третей работ появились новые даты и новые названия. Те, которые были указаны в каталоге его персональной выставки 29-30-х годов.
Филонов повторял фрагменты, части своих картин так, как в речи повторяются слоги. Его живописное искусство схоже со словесным стремлением в одном мазке, как в слове, запечатлеть весь мир.
Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе
Лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног мелькают
В его блестящем животе…
Это написал Заболоцкий в сборнике «Столбцы». Словно пересказал стихами картину Филонова Извозчики (1915. Акварель, коричневые чернила, индиго, перо, кисть, карандаш, бумага, Русский музей, Санкт-Петербург)
О РУССКОМ МУЗЕЕ
Русский музей — первый в нашей стране государственный музей с произведениями русского изобразительного искусства, основан в 1895 году по Указу императора Николая II (Место основания — Санкт-Петербург). Торжественно открылся для посетителей 19 марта (7 марта по старому стилю) 1898 года.
Сегодня Русский музей — это хранилище художественных ценностей, реставрационный центр, научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России. Официальный сайт: http://rusmuseum.ru