Исаакиевский кафедральный собор. Исторические факты и аргументы
В Президентской библиотеке оцифровали и представили на портале исторические документы, связанные с историей финансирования Исаакиевского собора в Синодальный период. Кафедральный собор строили 40 лет за счет средств государственно-частного капитала. Сумма, потраченная на возведение храма, складывалась из казенных денег и частных пожертвований. Всего на стройку было потрачено более 23 млн руб. серебром.
Святейший Синод владел не только казенными, но и так называемыми специальными средствами. Они складывались из разных источников: тут и капиталы, хранящиеся в ценных бумагах, и доходы от собственных производств (типографии, например), и частные пожертвования. Часть этих средств целевым назначением шла по желанию жертвователей на грандиозное строительство в центре Санкт-Петербурга. Сведения об этом можно найти сведения в книге «Специальные капиталы Святейшего Правительствующего Синода», электронная копия которой доступна на портале Президентской библиотеки.
После передачи храма Министерству внутренних дел (в тот период министерство занималось не только вопросами правопорядка, но и широчайшим кругом задач, в том числе хозяйственным управлением церковными зданиями. Синод оплачивал содержание причта, принадлежностей богослужения и хора певчих.
Электронная копия папки под грифом Министерства внутренних дел имеет название «Об отпуске в 1911 году средств для исследования внутренней поверхности сферического купола Исаакиевского кафедрального собора в С.-Петербурге».
В фонде Президентской библиотеки имеются также две оцифрованные копии дел «Об отпуске 8.810. р. в год на содержание Исаакиевского собора в С.Петербурге» от 13 сентября 1908 г.». и «О передаче заведывания зданий Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя в Москве из Министерства Внутренних Дел в ведомство православного исповедания» от 21 сентября 1908 г.».
А в ноябре 1916 года по архиву Государственной Думы проходило «Дело о продлении отпуска из государственного казначейства средств на дополнительное содержание Исаакиевского кафедрального собора и его причта».
Со столь актуальными сегодня документами и положениями можно ознакомиться в электронной коллекции Президентской библиотеки «История Русской Православной Церкви». /По материалам пресс-службы Президентской библиотеки/
В Исаакиевском соборе 9 июня 2016 года открылась выставка «Имперская Россия» греческого скульптора Никоса Флороса. Выставка открылась в рамках перекрестного года культуры «Россия – Греция 2016» и посвящена последней императорской семье Романовых. На выставке и представлен собой 7 портретов царской семьи (Николай ΙΙ, императрица Александра и их дети), выполненных в авторской уникальной технике Никоса Флороса, а также 7 мини-скульптур,
созданных в художественной стилистике яиц Фаберже, символа императорского дома и дореволюционной России. В авторской технике, не имеющей аналогов в мире, используя цветной алюминий, скульптор создал коллекцию из семи мозаичных портретов последней российской императорской семьи: Его Императорское Величество царь Николай II и императрица Александра, цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Выставка продлится с 9 июня до 31 августа 2016.
Маятник ФУКО возвратился в Исаакиевский собор
Маятник Фуко возвратился в Исаакиевский собор спустя 30 лет. Этот 56-килограмовый шар на специальномтросе, который был укреплен под куполом и использовался для экспериментальной демонстрации суточного вращения Земли. Маятник установили на специальной мраморной тумбе в Исаакиевском соборе. Вернуть его на прежнее место под куполом нельзя, сказал генеральный директор ГМЗ «Исаакиевский собор» Николай Буров, объясняя это тем, что там сейчас, как и было задумано прежде, размещена фигура голубя, который олицетворяет Святой Дух. Маятник выполнял свою функцию в соборе
Ангелы прилетели
В Петербург прилетели ангелы. На «Ангельской балюстраде» Исаакиевского собора завершены реставрационные работы. В рамках пресс-тура, организованного агентством «Интрефакс» и ГМЗ «Исаакиевский собор», журналисты стали свидетелями установки последней скульптуры. На высоте более 60 метров, что
на 20 метров выше смотровой площадки, на которой проходят экскурсии для туристов, установлены скульптуры 24 ангелов. Вес каждой скульптуры более полутора тонн. Кроме реставрации фигур ангелов, были заменены чугунные постаменты для
них на стальные. На пресс-конференции, которая состоялась в Исаакиевском соборе, директор ГМП «Исаакиевский собор», Николай Витальевич Буров рассказал о найденном во время реставрационных работ сейфе. «Мы его открыли и обнаружили в нём
документы, связанные с деятельностью музея в период 1936-1939 годов», — сказал Н.В. Буров. Открывая для журналистов сейф, хранитель музея , Н.С. Окунев показал запечатанное сургучной печатью письмо, содержимое которого
будут изучать специалисты, как и другие документы сейфа. На пресс-конференции журналистам была представлена новая уникальная система отопления собора. Рассказывая о системе, Н.В.Буров подчеркнул ее экономичность. Он сказал, что благодаря ей музей у города берет ровно столько тепла, сколько необходимо музею, ни больше ни меньше. В ходе пресс-конференции В.В.Гордиенко рассказал о выставочных и концертных проектах собора, а Л.А.Соломина о действующем в рамках сектора музейной педагогики мастер-классе живописной эмали для детей./Фоторепортаж Владимира Желтова/
Тридцать лет находился на престоле император Николай I. За это время в Петербурге были построены замечательные сооружения. Самой величественной и роскошной постройкой николаевской эпохи по праву считается ИCААКИЕВСКИЙ СОБОР. Собор был заложен в царствование Екатерины II и при Павле I достроен из кирпича. Александр I признал постройку несоответствующей значению — первого и великолепного храма в столице, и решил перестроить собор из мрамора. Император доверил постройку молодому французскому художнику Монферрану.
Постройка храма затянулась на 40 лет. Все царствование Николая I она продолжалась безостановочно, и только в год его кончины была приведена к концу. Исаакиевский собор — одно из замечательнейших сооружений в мире. Более 23 миллионов поглотило строительство и отделка собора. В соборе 112 наружных колонн из цельного мрамора по 45 метров высотой. Стены облицованы итальянским и олонецким мрамором, на внутреннюю отделку ушло более 8 тысяч тонн мрамора и 208 кг золота.
День славянской письменности и культуры
На Исаакиевской площади в честь Дня славянской письменности и культуры пел сводный хор Санкт-Петербурга. С праздником участников проекта и зрителей поздравили губернатор Георгий Полтавченко и председатель Законодательного Собрания Вячеслав Макаров. Традиция проведения хорового концерта в День славянской письменности и культуры возникла в Петербурге три года назад. Сегодня концерты хоров проходят в этот день во многих городах России. В концерте на
Исаакиевской площади принимала участие делегация из Армении.На Исаакиевской площади песенную программу в сопровождении большого симфонического оркестра исполнили около 3 тыс. человек — представители хоровых коллективов города,
ветераны, студенты, школьники, любители и профессионалы. Главным дирижером проекта стал заслуженный артист России Владимир Беглецов. /Фото Ким Сон Хун/ 24.05.2015
Рождественский концерт
По традиции 11 января 2015 года состоялся Рождественский концерт Хора Валаамского монастыря в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор». Прозвучали Рождественские песнопения , стихи и песни разных стран.Чтец и солист Александр БОРДАК. Как и десятого января 2014 года состоялся Рождественский концерт Праздничного хора Валаамского монастыря «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Под сводами храма прозвучал знаменитый распев «С нами Бог», греческие, сербские, болгарские, украинские, французские и английские рождественские песни, знаменитая Ave Maria А. Пьяцолла, La peregrinacion А.Рамиреса. Автор оригинальных переложений для мужского хора a cappella — Александр Бордак. Художественный руководитель хора — Александр Жуков.
Фоторепортаж Елены Флеровой
Подарок для Исаакиевского собора
Исаакиевский собор получил в подарок документы и эскизы алтарных росписей собора и статуй И.П. Витали, выполненных немецким художником Иоганном Конрадом Дорнером. Иоганн Дорнер в середине XIX века работал в России и выполнил для Исаакиевского собора 12 икон для алтарных преград, отделяющих главный алтарь от приделов Св. Великомученицы Екатерины и Св. Благоверного князя Александра Невского. Дарение совершается в рамках Недели Германии в Санкт-Петербурге по инициативе немецкой стороны. 24.04.2014