ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ

2021

Гатчина в год Павла I

Музей-заповедник «Гатчина» объявил годом Павла Первого 2021 год, открыв вход для всех, носящих имя Павел.

Первая выставка, открывшаяся в Год Павла Первого — «Служение Богу и Отечеству» — выставка одного экспоната, но какого: мундир офицера Преображенского полка, который был на императоре Павле Петровиче вечером 11 (23) марта 1801 года, накануне его убийства.

Последний мундир Павла I по воле императрицы Марии Фёдоровны был передан цесаревичу Константину Павловичу, а после его смерти в 1833 году по указанию императора Николая I «вместе с кроватью, ботфортами и прочим» перевезён в Гатчинский дворец. Мундир находился на стуле возле раскладной кровати императора в Овальном кабинете Павла I вплоть до 1941 года, и его можно увидеть на акварели Эдуарда Гау.

Символична и дата открытия выставки — 220 лет со дня трагедии, произошедшей в Михайловском замке, и место её проведения: на первом этаже Гатчинского дворца до 1941 года сохранялись бывшие жилые комнаты императора Павла (Знамённая и частично перепланированная Туалетная), по соседству с бывшим Овальным кабинета Павла I.

В Гатчинском дворце в юбилейный год установлен «Ящик для доносов»: любой посетитель музея на протяжении 2021 года сможет оставить здесь своё послание, и самые интересные, по традиции, установленной Павлом I, будут опубликованы.

На Дворцовой ферме отметила новоселье пара павлинов, которых передаёт в дар музею-заповеднику один из фермеров Гатчинского района.

Павлины, традиционные обитатели дворцовых парков Европы в XVIII веке, переехали в музей-заповедник на постоянное место жительства. Молодая пара к лету подрастет и будет восхищать гостей многоцветьем своего оперенья, как более старые обитатели Павловской фермы — белые павлины.

В ГМЗ «Гатчина» дан старт Межрегиональному (СЗФО) детскому творческому конкурсу «Что нам стоит тут построить», сказал директор музея Василий Юрьевич Панкратов.

До декабря 2021 года школьники (7-18 лет) смогут предложить проект преобразования территории вокруг Приоратского дворца и Чёрного озера в Гатчине. Работы будут оцениваться в номинациях «рисунок», «макет», «motion design». Конкурс проводится при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга, комитета по образованию Санкт-Петербурга, администрации Гатчинского района Ленинградской области.

По материалам пресс-тура, организованного ГМЗ «Гатчина»,26.03.2021/

Возвращение в Гатчинский дворец

В первый день февраля 2021 года Музей-заповедник «Царское Село» передаёт музею-заповеднику «Гатчина» 18 предметов на временное хранение и один – на постоянное. Среди этого бесценного собрания 4 предмета из исторической коллекции Гатчинского дворца, которые были выставлены здесь вплоть до июня 1941 года.

Василий Юрьевич Панкратов директор музея — заповедника «Гатчина» и Таратынова директор ГМЗ «Царское Село. Фото Анастасии Смирновой

Остальные экспонаты отобраны в фондах «Царского Села» специально для того, чтобы дополнить экспозицию «Гатчины».

На постоянное хранение в экспозицию Центрального корпуса Гатчинского дворца возвращается мраморный барельеф с изображением Екатерины II, на временное хранение передаются бронзовые скульптуры «Лисинский медведь», «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках» и «Бегущий охотник с собаками» из исторической коллекции Гатчинского дворца-музея.

Барельеф Екатерины II. Этот раритет в XVIII выполнил

Мраморный барельеф с изображением Екатерины II. Джованни Антонио Чибеи. Фото Анастасии Смирновой 01.02.2021

итальянский мастер Джованни Антонио Чибеи. До 1941 года скульптурный портрет императрицы занимал центральное место в Туалетной Марии Федоровны. В белоснежном мраморе скульптор изобразил государыню в горностаевой мантии, с Андреевской звездой на груди, голову Екатерины Алексеевны венчает малая корона, а причёска украшена эгретом – ювелирным украшением, похожим на брошь. Рама из жёлтого мрамора как будто вторит золоченому багету подобных живописных парадных портретов императрицы. После открытия Туалетной в 2007 году место барельефа над камином долгое время пустовало. Последние годы музей-заповедник «Царское Село» несколько раз предоставлял мраморный портрет в Гатчину для временной экспозиции, и вот, наконец, изображение Екатерины II возвращается на своё историческое место.

Остальные предметы будут экспонироваться в Арсенальном зале. Это самое просторное помещение Гатчинского дворца, его площадь – свыше 600 квадратных метров, расположен зал в Арсенальном каре. Реставрация Арсенального зала завершена в 2020 году, сейчас в интерьере идут работы по оформлению постоянной экспозиции. В ХIХ веке во время пребывания императорской семьи в Гатчине Арсенальный зал становился центром дворцовой жизни. Массивные столбы-пилоны условно разделяют пространство и создают отдельные уютные уголки. В одном прямо к потолку крепились качели, в другом была установлена деревянная катальная гора «Парнас» с отполированной поверхностью для скольжения; в третьем – круглый стол был окружен мягкими креслами с красной бархатной обивкой, где дамы читали вслух и занимались рукоделием; в четвёртом мужчины играли на бильярде… К сожалению, многое из подлинной обстановки не было эвакуировано, а сохранившиеся предметы после Войны оказались в собраниях других музеев.

Сотрудники музея-заповедника «Гатчина» признательны своим коллегам из «Царского Села», так как среди переданных экспонатов есть несколько скульптур и скульптурных групп, которые до 1941 года были в экспозиции Гатчинского дворца.

Три из них объединены темой охоты – традиционным и любимым занятием многих членов императорской семьи, в том числе императоров Александра II и Александра III. Бронзовые скульптуры выполнены в реалистичной манере выдающимися скульпторами-анималистами второй половины XIX века Николаем Либерихом и Пьером-Жюлем Мэном. Для кабинетной пластики этого периода характерна точная передача внешнего вида животных, а также эмоциональности и динамики персонажей.

Особенно интересна скульптура «Лисинский медведь». Она создана на основе реальной истории, которая произошла с Александром II на охоте близ деревни Лисино (сейчас – Лисино-

Лисинский медведьН.Либерих. Фото Анастасии Смирновой. 01.02.2021

корпус) в 1865 году, о чём на подставке даже есть накладка с надписью. В честь счастливого избавления от опасности в схватке императора с медведем художник Либерих выполнил эту фигуру, которая была отлита на бронзолитейной фабрике Роберта Кохуна в Санкт-Петербурге. Скульптура медведя была необычайно популярна, неоднократно тиражировалась, в том числе в чугуне. Была представлена в списке произведений Н.Либериха на Лондонской международной выставке в 1872 году. В Арсенальном зале Гатчинского дворца она занимала особое место, для нее даже специально был заказан металлический кронштейн.

Скульптурная группа «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках» выполнена в Париже французским скульптором Мэном в 1861 году. Центральный персонаж – охотник, который держит в поднятой руке добытый трофей. До эвакуации была выставлена в комнатах Александра II в Арсенальном каре Гатчинского дворца (интерьер не сохранился).

Скульптурная группа «Бегущий охотник с собаками» западноевропейской работы также изображает сцену

Фото Анастасии Смирновой. 01.02.2021

охоты – бегущего юношу с охотничьим рогом через плечо, который держит на привязи двух собак. До эвакуации была также выставлена в комнатах Александра II.

Среди переданных предметов мебельного убранства – напольные часы (Великобритания, вторая половина XVIII века) и две подставки (Россия. 1910-е гг.). Эти вещи типичны для обстановки особняков и дворцов второй половины XIX века, где часто можно было встретить предметы различных стилей, времени и назначения, а кроме того, предметы такого типа как раз и находились в Арсенальном зале. В частности, английские напольные часы из красного дерева могли соседствовать с украшенными латунными тягами парными подставками в стиле «русский Жакоб», которые служили пьедесталами для разнообразных осветительных приборов, скульптуры малых форм, предметов из фарфора.

Кроме того, в Гатчину «переезжают» шесть металлических подсвечников, а также чернильный прибор (Россия, конец XIX века). Это типичные «кабинетные» вещи своего времени, которые можно было увидеть в жилых интерьерах русской аристократии.

В мероприятии приняли участие:
— директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Владиславовна Тараты
— директор музея-заповедника «Гатчина» Василий Юрьевич Панкратов,
— научные сотрудники.

2020

Памяти главного хранителя Гатчинского дворца-музея

7 сентября 2020 года, накануне годовщины начала блокады Ленинграда, в Гатчинском дворце состоялось торжественное открытие памятной доски Серафиме Николаевне Балаевой, посвятившей почти 40 лет своей жизни Гатчинскому дворцу-музею.
Довоенная коллекция Гатчинского дворца считалась одной из крупнейших и наиболее ценных на северо-западе РСФСР. В первые же дни Войны было решено эвакуировать культурные ценности. Эту работу организовала главный хранитель музея С.Н.Балаева. Работы по эвакуации продолжались вплоть до 9 сентября 1941 года, когда работники музея вместе со спасёнными экспонатами отправились в уже блокированный Ленинград. Красногвардейск (Гатчина) был оккупирован с 13 сентября 1941 года по 26 января 1944 года. Всё это время С.Н.Балаева работала в Исаакиевском соборе, куда была перевезена часть коллекции Гатчинского дворца. Награждена медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». 31 января 1944 года вернулась в Гатчину, где работала во дворце-музее до выхода на пенсию 9 октября 1956 года.
 
Ещё два из спасённых под руководством С.Н.Балаевой экспонатов – фарфоровая ваза «Лалла Рук» и мраморная голова богини Геры – в день открытия памятной доски возвращаются на свои исторические места в экспозиции Музея-заповедника «Гатчина».
 
Голова Геры – колоссальный бюст, установленный в Собственном саду на высоком мраморном постаменте в форме полуколонны с каннелюрами. Скульптура изготовлена во Франции в XVIII веке. Это копия с римского бюста II века н.э., который, в свою очередь, копия с греческого бюста V века до н.э. Установлена в Собственном саду не ранее 1830-х годов. Накануне войны голова Геры была захоронена рядом со своим пьедесталом и вернулась на своё место 18 октября 1944 года. Реставрация 1945-46 гг. (промывка, мастиковка трещин в основании) позволила бюсту оставаться здесь до 1993 года, когда было принято решение о невозможности сохранения памятника в условиях экспозиции на открытом воздухе. Научная реставрация началась в 2014 году. Проведены работы, направленные на предотвращение дальнейшего разрушения мрамора, защиту от биозаражений, также был восстановлен первоначальный облик скульптуры (воссоздан утраченный фрагмент носа, проведена очистка от водорослей, микрогрибков, мхов, трещины восполнены реставрационным составом на основе сополимеров).
 
Ваза «Лалла Рук» – украшение Камердинерской Николая Первого. Фарфоровая ваза из Пруссии изображает театрализованное представление, которое было устроено в честь Николая Павловича и его супруги Александры Фёдоровны её отцом Фридрихом Вильгельмом III в Берлине в 1821 году. Во время Войны ваза была эвакуирована в город Сарапул (Удмуртская АССР). Кроме того, в комнатах Николая Первого выставлены подлинные дровяные ящики. Они были спасены благодаря тому, что в 1941 году их использовали как тару для упаковки музейных ценностей при эвакуации.


 

В день открытия памятной доски С.Н.Балаевой в Гатчинском дворце состоялся Круглый стол, в рамках которого выступили эксперты по сохранению культурного наследия, в том числе, из Исаакиевского собора и Сарапульского художественного музея, которые в годы Войны приняли и сохранили эвакуированные из Гатчины экспонаты, а так же из музеев-заповедников «Петергоф», «Павловск» и «Царское Село», которые сохранили часть коллекции Гатчинского дворца в послевоенные годы./По материалам пресс-службы Гатчинского дворца 07.09.2020 Фото Владимира Желтова/

В Гатчинском дворце 4 сентября открылась новая экспозиция «Комнаты Николая Первого».

Восстановлены Большой Военный кабинет, Приёмная императора, Камердинерский, Угловой кабинет  и служебные помещения, примыкающие к этим комнатам, непосредственно связанные с пребыванием Николая Первого в Гатчинском дворце.
Последний раз эти залы были доступны для посетителей музея-заповедника «Гатчина» в июле 1941 года. После Великой Отечественной войны помещения Арсенального каре были недоступны. Чтобы восстановить их в историческом виде, реставраторам потребовалось 10 лет.
Восстановлены интерьеры середины XIX века, подлинные предметы мебели и обстановки из коллекции Гатчинского дворца, а также элементы убранства, воссозданные по дореволюционным акварелям и довоенным фотографиям.
В служебных помещениях в ходе реставрации обнаружены остатки подъёмного механизма конца XIX века, также ставшие частью экспозиции./По материалам пресс-службы музея-заповедника «Гатчина» 27.08.2020/

Пресс-служба ГМЗ «Гатчина» с радостью сообщает, что дворцы музея-заповедника «Гатчина» вновь открываются для посетителей. Гатчинский дворец откроется 7 июля, Приоратский дворец – 11 июля 2020 года. Для обеспечения безопасности гостей разработаны особые правила посещения всех объектов музея-заповедника.

С новыми правилами можно ознакомиться здесь. 

Со 2 июля для посещения открыт Гатчинский дворцовый парк. Он работает в особом режиме. 

Церемония закладки памятника императору Александра III

В Гатчине торжественно заложен камень на месте будущего памятника российскому императору, Александру III. Председатель Российского военно-исторического общества, помощник президента РФ Владимир Мединский, выступая на церемонии закладки памятника, подчеркивая заслуги императора Александра III, напомнил, что во времена его правления Россия не вела никаких войн, за что в российскую историю Александру III вошел как царь — миротворец, как человек, стоявший на страже традиций и глубоко почитавший российские национальные ценности. Закладной камень открыт на территории Арсенального каре Большого Гатчинского дворца 10 марта 2020 года в день рождения царя — миротворца, со дня рождения которого в этом году исполняется 175 лет. На церемонии закладки камня присутствовали директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов, директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, скульптор Владимир Бродарский. «В 2018 году с инициативой установки «тронного» памятника Александру III выступили Российское историческое общество совместно с Российским военно-историческим обществом (РВИО), рассказал Михаил Пиотровский, —  В 2019 году были подведены итоги Творческого конкурса: по мнению жюри, из 4-х представленных работ лучше всех воплотить образ государя удалось Владимиру Бродарскому, выпускнику Петербургской Академии художеств. После торжественной церемонии гости осмотрели новые разделы музея, открытие которых было специально приурочено к памятной дате: «Кабинет Великого Князя Михаила Александровича» и «Детство в императорской семье»/Фото Калясиной Людмилы 10.03.2020/ 

2019

Фестиваль «Новогодняя кутерьма в Гатчине»

С 1 по 8 января 2020 года музей-заповедник «Гатчина» приглашает принять участие в фестивале «Новогодняя кутерьма». Детей и взрослых ждут рождественская ярмарка, игры, концерты, квесты, тематические экскурсии, выступление фокусника-иллюзиониста, гадания на кофейных зернах, показ модных шляпок и платьев.

Плац перед Гатчинским дворцом превратится в ярмарочный городок, где можно приобрести сувениры, подарки, сладости, натуральные фермерские продукты. Ежедневно с 13.00 до 16.00 для детей организованы новогодние интермедии, хороводы, подвижные игры с Дедом Морозом, Снегурочкой и другими сказочными персонажами. 7 января в 14.30 на плацу выступят артисты театра «Малый Трианон» с праздничной рождественской программой «А в Иерусалиме радостно звонили…»

Фестиваль выдержан в стилистике начала XX века. Со 2 по 8 января в Гатчинском дворце — специальная экскурсионная программа: ежедневно в 13.00 в парадных залах дама-медиум, горничная, камер-юнгфера, художник и фотограф будут рассказывать об обитателях дворца, вовлекая гостей в салонные игры ушедшей эпохи. На III этаже Центрального корпуса маги будут гадать на кофейных зернах и картах Таро. Фокусник и иллюзионист господин Роман с ассистентками представят программу «ИллюзионЪ для взрослых» – в 17.00 в фойе театра посетителей ждут настоящая левитация, живые голуби, исчезновение женщины в кованом сундуке, чтение мыслей на расстоянии, смертельный номер с протыканием головы – самые модные фокусы начала прошлого столетия.

Посетительниц музея не оставит равнодушными театрализованный показ шляпок с «преображением» публики. Дама, примерив стилизованный под старину головной убор, почувствует себя телефонисткой, суфражисткой, почтенной супругой государственного чиновника или молодой вдовой разбогатевшего помещика. Программа «Всё дело в шляпке» будет проходить ежедневно в 14.00 в фойе театра, а 3 и 5 января в 15.00 там же состоится показ платьев «Новыя образы»: коллекция создана для современных дам, но дополнена фрагментами подлинного кружева и бисерной вышивки начала XX века. Необычное представление сопровождается вокальными и хореографическими номерами.

Для детей с 11.00 до 17.00 открыты Детские гостиные, в парадных залах пройдут квесты, а на I этаже Мраморной лестницы ежедневно в 13.00 и 14.00 — кукольный спектакль «Петрушкин ряд» театра «Папьемашенники».

Приоратский дворец также принимает участие в фестивале. Ежедневно со 2 по 8 января в 16.00 в программе «Зимний сон старого замка» сказочный персонаж проверит, хорошо ли дети помнят всеми любимые сказки. 6 и 7 января в 17.30 экскурсоводы расскажут о старинных обычаях празднования Рождества: колядках, гаданиях и других святочных развлечениях. Зрители увидят настоящий вертепный ящик, а в заключение смогут сфотографироваться в костюмах волхвов и пастухов.

Визитной  карточкой фестиваля стали музыкальные программы артистов «Петербург-концерта». Со 2 по 8 января в 16.00 в Театральном зале Гатчинского дворца гостей ждут классические и современные мелодии, романсы, музыка из кинофильмов и мюзиклов в исполнении лауреатов российских и международных конкурсов. Участие – по входным билетам в музей./Па материалам Государственного музея-заповедника «Гатчина». Полная программу мероприятий — здесь

Кресло Ея Величества Государыни Императрицы

В музее-заповеднике «Гатчина» открылась выставка одного экспоната «Кресло Ея Величества Государыни Императрицы – свидетель трех коронаций». Посетители увидят тронное кресло Марии Александровны. Временная экспозиция познакомит с церемонией коронации в Российской империи и историей создания и бытования уникального предмета мебельного искусства XIX века.

До революции 1917 года трон считался одним из символов императорской власти и играл важную роль во время венчания на царство. Предмет мебельного искусства получал сакральное значение и имел высокую художественную ценность: над ним работали лучшие художники и мастера. С наступлением советской эпохи блистательные церемонии царского двора были забыты, а тронные кресла превратились в музейные экспонаты.

В коллекцию музея-заповедника «Гатчина» трон Марии Александровны попал в 1977 году вместе с семью другими коронационными креслами российских императоров и императриц. Администрация музеев Московского кремля передавала тронные кресла, не используемые в экспозиции, так как комендатура Кремля требовала освободить часть помещений, занятых под фондохранилища

В ходе подготовки выставки сотрудники музея-заповедника «Гатчина» провели серьезную научную работу: изучили архивные документы и литературные источники, уточнили атрибуцию экспоната – узнали имена исполнителей, время создания и детали изменений, которым предмет подвергался.

Тронное кресло изготовили к коронации императора Александра II в мастерской
Э.И. Блехшмидта по проекту геральдиста и нумизмата Б.В. Кёне в новомодном «русском стиле». Кресло императрицы Марии Александровны предназначалось для размещения на тронном месте в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца. В 1883 году к коронации Александра III и Марии Фёдоровны кресло было «исправлено»: гербовую парчу заменили на бархат с золотным шитьем. На выставке будет представлена ранее не публиковавшаяся фотография тронного кресла до замены ткани из фонда Российского государственного исторического архива (РГИА). На коронации Александра III тронное кресло императрицы и изготовленное по его образцу тронное кресло для императора использовались на тронном месте в Грановитой палате в дни, последующие за Священным коронованием. В 1896 году к коронации Николая II кресло снова было «поновлено», но уже для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Выставка одного экспоната «Кресло Ея Величества Государыни Императрицы – свидетель трех коронаций»; 25 октября – 22 декабря 2019 г; Гатчинский дворец, I этаж Центрального корпуса. /По материалам Пресс-службы ГМЗ Гатчина/

Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I

Выставка одного экспоната «Трудами сравнивается с супругом». К 260-летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны

7 августа в музее-заповеднике «Гатчина» в  выставочном зале Центрального корпуса открылась выставка одного экспоната «Трудами сравнивается с супругом». Событие приурочено к 260-летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны. Вниманию публики представлена кукла-манекен «Большая Пандора» из исторической коллекции Гатчинского дворца в платье дамы Большого креста ордена Святой Великомученицы Екатерины. Название выставке дал девиз, начертанный на латыни на обратной стороне ордена.

Начиная с эпохи средневековья, модные тенденции в одежде распространялись по Европе с помощью кукол-манекенов. В XVII в. их стали называть «пандорами», в честь прекрасной, коварной и любопытной греческой богини, открывшей сундук с несчастьями, которые разлетелись по свету. Мифологический сюжет ассоциировался с капризной и переменчивой модой: куклы-манекены доставали модные новинки из сундуков и знакомили с ними весь мир. «Большая пандора» демонстрировала парадный костюм, «Малая пандора» — домашнее платье.

На кукле-манекене из коллекции Гатчинского дворца представлена модель платья дамы Большого креста ордена Святой Великомученицы Екатерины. В орденский праздник, отмечавшийся 24 ноября, дамы были обязаны надевать подобные платья. Император Павел I в Установлении о Российских императорских орденах от 5 апреля 1797 года строго регламентировал порядок ношения орденских костюмов.

По легенде, появление куклы-манекена «Большая Пандора» в коллекции Гатчинского дворца связано со знаменитым путешествием Павла Петровича и Марии Федоровны под псевдонимами графа и графини Северных. Автором модели платья вероятно была придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты – Роза Бертен.

В музейных коллекциях мира куклы-манекены представлены единичными экземплярами. Выставка одного экспоната «Трудами сравнивается с супругом» познакомит посетителей еще с одним из крайне редко экспонируемых шедевров гатчинского собрания, находящимся в основном в запасниках музея. Экспозиция затронет такие значимые страницы отечественной истории, как орденские праздники в контексте придворных традиций Российского императорского двора./Информация ГМЗ «Гатчина»/

Зал Памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов открылся в Гатчинском двореце

7 мая 2019 года в музее-заповеднике «Гатчина» пройдут торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы. В Чесменской галерее Гатчинского дворца открылся Зал Памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в залах Арсенального каре – выставка «Возвращенные полотна». 
Чесменская галерея принадлежала к числу лучших произведений архитектора Винченцо Бренны, созданных для великого князя Павла Петровича. Разрушенная во время пожара 1944 года, галерея не реставрировалась. В 2018 году по заказу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга выполнена консервация зала с элементами воссоздания его исторической отделки. Несколько деталей интерьера посетители увидят такими, какими их запечатлел Э. П. Гау на акварели 1870—х годов и фотографы на дореволюционных снимках: дверной портал, фрагмент стены с окном, бронзовыми бра, зеркалами и частью паркетного покрытия; балкон, на котором располагались музыканты во время торжественных мероприятий. В галерее сохранены следы военных разрушений: они служат живым напоминанием о страшной трагедии XX века. На экспозиции демонстрируется документальный фильм об освобождении Гатчины от немецких захватчиков в январе 1944 года, а также видеоинсталляция, созданная художником Александром Райхштейном — проекция на стену изображения одной из трех утраченных картин Якоба Филиппа Хаккерта, которые когда-то украшали Чесменскую галерею. 
В этот же день на первом этаже Арсенального каре откроется выставка «Возвращенные полотна». Посетители увидят 16 картин из исторического живописного собрания Гатчинского дворца. Коллекция создавалась всеми владельцами Гатчины и включала портреты членов семьи Романовых, государственных деятелей России и зарубежных стран, представителей правящих домов Европы. До начала войны произведения хранились в Китайской и Готической галереях Арсенального каре, а с 1945 года считались утраченными. Картины были обнаружены в ходе оперативно-розыскных действий и переданы в музей-заповедник «Гатчина» секретарем Совета Безопасности РФ Николаем Патрушевым 20 июня 2018 года. Особого упоминания заслуживают портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, великих князей Павла Петровича и Николая Павловича, редкий портрет эрцгерцога Фердинанда кисти Мартина ван Мейтенса-младшего. За прошедший год научные сотрудники ГМЗ «Гатчина» провели реставрацию картин, изучили особенности их бытования, получили подробную информацию об изображенных лицах и авторах работ. В отдельных случаях при атрибуции произведений потребовалась помощь коллег из Государственного Русского Музея, которые просвечивали красочный слой картин для установления плохо различимых инвентарных номеров. На выставке посетители также увидят акварели Э.П. Гау и фотографии из коллекции музея с изображением интерьеров, в которых располагались портреты.
Праздничные мероприятия состоятся 7 мая в 14.00. Для публики Зал Памяти Великой Отечественной войны и выставка «Возвращенные полотна откроются 8 мая 2019 года./По материала ГМЗ «Гатчина»/

2018

В Арсенальном каре Гатчинского дворца открылась выставка «Русская охота в XVIII — XIX веках. Забава и промысел»

25 октября в Арсенальном каре Гатчинского дворца откроется выставка «Русская охота в XVIII — XIX веках. Забава и промысел». На экспозиции представлено более двухсот предметов из крупнейших музейных собраний Санкт-Петербурга и частныхколлекций: живопись, графика, скульптура, фотографии, охотничье оружие, костюмы, трофеи и музыкальные инструменты.

Две главных темы выставки — охота как излюбленная забава российских государей и знатных вельмож, и охота как промысел, способ существования простого человека.

В первых четырех залах посетители узнают о придворной охоте от времен Петра II до эпохи Николая II: о том, где и на какого зверя охотились, о видах оружия, о вкусах и предпочтениях участников охоты. Среди экспонатов особое место занимает портрет императрицы Елизаветы Петровны, который до 1941 года находился в галереях Арсенального каре Гатчинского дворца, а после Великой Отечественной войны считался утраченным. В июне 2018 года он вернулся в коллекцию музея и будет представлен публике впервые.

Также здесь можно увидеть картины В. А. Серова из собрания Русского музея: «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте» (1900) и «Петр II и выезд Екатерины II на соколиную охоту» (1902). Известно, что Елизавете Петровне больше всего нравилась псовая охота на зайцев. В отличие от своей царственной предшественницы, Екатерина II псовую охоту не любила, и отдавала предпочтение соколиной охоте, часто совмещая ее с загородной поездкой – Екатерина ехала в экипаже и наслаждалась зрелищем, которое ей обеспечивали следующие рядом сокольники (этот эпизод изобразил на своей картине В.А. Серов).

Отдельный зал посвящен первому владельцу Гатчинского дворца, графу Г. Г. Орлову. Он был страстным охотником и коллекционером оружия. Многие предметы из его собрания – произведения искусства лучших мастеров того времени. С помощью различных техник: гравировки, инкрустации, чеканки, золочения, воронения, резьбы по дереву, рогу и кости – они создавали на деталях оружия целые картины.  На выставке представлено более пятидесяти образцов охотничьего оружия из фондов ГМЗ «Гатчина».

Особого внимания заслуживает рассказ о Егерской слободе в Гатчине и о служителях придворной охоты – простых людях, без которых отдых российских императоров был бы невозможен. Будут показаны большая карта Егерской слободы, чертежи и изображения ее отдельных строений, предметы обмундирования и оружия служителей охоты, а также их фотографии из личных дел, ранее не публиковавшиеся (ГМЗ «Гатчина», РГИА).

Также на выставке можно узнать об охоте «среднего класса» — городских жителей России XIX в. Среди экспонатов можно выделить отличающееся особенно большим размером ружье, предназначенное для охоты на водоплавающих птиц. В зале, посвященном псовой охоте, демонстрируются охотничьи костюмы, используемые на охотах в России, музыкальные инструменты, а также большое количество кинжалов, применявшихся конными охотниками.

Промысловая охота для большого количества людей, особенно в Сибири, была основным источником существования. На выставке будет экспонироваться манекен в костюме промыслового охотника и необходимые предметы – лодка, лыжи, нарта (ручные сани для перевозки добычи), оружие, капканы и ловушки из коллекции Российского Этнографического музея.

Финальный раздел временной экспозиции посвящен итогам охоты. В нем показываются охотничьи трофеи, в том числе голова зубра, убитого Александром II в Беловежской пуще в 1860 г., а также экспонируются два тома вышедшего малым тиражом, подаренного великому князю Михаилу Александровичу, пробного издания книги Н.И. Кутепова, посвященной истории царской охоты, до сих пор остающейся основным источником информации по данной теме. /Информация ГМЗ «Гатчина»/

Выставка открыта с  26 октября 2018 — 3 марта 2019.

В Гатчине открыты два новых экскурсионных маршрута, которые доступны как петербуржцами, так и жителям других регионов. В рамках  проекта «Выходные в Гатчине» однодневный маршрут«Императорская Гатчина» в форме театрализованной пешеходной экскурсии знакомит с городом Павла I, проходя с его участниками по исторической части города, с посещением музея города, единственного в России собора Святого Павла и знаменитого Гатчинского дворца. Авторские программы экскурсоводов, таких как Константин Сергеевич Иванов, открывают историю города императора Павла I, знакомя экскурсантов с  практически неизвестными историческими фактами из жизни императора и его семьи, с историей города времен Екатерины Великой и  с подвигом жителей во время Великой Отечественной войны./02.06.2018 Фото Калясиной Людмилы/

«Гатчинские гардемарины» советского времени

21 февраля в музее-заповеднике «Гатчина» состоится торжественное открытие новой постоянной экспозиции «Гатчинские гардемарины». Выставка посвящена истории послевоенного времени, когда в здании Гатчинского дворца располагались высшие военно-морские училища.

 История Гатчины, начиная с XVIII века, всегда была связана с военной историей страны. На протяжении двух столетий значительную часть ее населения составляли офицеры и рядовые располагавшихся в городе различных воинских подразделений – кавалерийских, артиллерийских, егерских, авиационных. В Гатчине, находившейся вдали от моря, были и моряки – в состав гатчинских войск великого князя Павла Петровича входила небольшая флотилия; была здесь морская команда и при императоре Александре III.

Примечательно, что моряки в Гатчине опять появились – уже в советское время. После Великой Отечественной войны флот как никогда нуждался в перевооружении и выходе в Мировой океан. Это ставило принципиально новые задачи перед гидрографией и требовало притока в армию и науку новых молодых кадров. В июне 1951 года, после визита в Гатчину заместителя министра морского ведомства и представителей ГИОП, было принято решение разместить в Гатчинском дворце морское училище.

До сих пор послевоенное использование дворца, до открытия музея в 1985 году, было мало изучено, а годы пребывания здесь военных училищ обрастали легендами. Сегодня появилась возможность коснуться этой малоизвестной до недавнего времени темы. 

На выставке воссозданы фрагменты интерьеров учебного класса и кубрика курсантов, а также представлены предметы эпохи, найденные во ВМУРЭ им. Попова: парты, табуреты, шкафы для оружия. Бывшие курсанты поделились с сотрудниками музея рисунками, книгами, фотографиями разных лет обучения и службы на флотах, предметами курсантского быта и учебы, воспоминаниями. 

Большой вклад в создание новой экспозиции сделали Вадим Владимирович Потяев (выпускник 1961 года) и Юрий Александрович Соколов (выпускник 1961 года).

Для посетителей выставка откроется 23 февраля. Посещение возможно по предварительной записи, для групп от 10 человек. Подробная информация: (81371) 9-34-92, 7-67-15.

2017

Летний сезон  2017 года музей-заповедник «Гатчина» встречает новыми отреставрированными объектами и новыми проектами праздников на открытом воздухе. Впервые за несколько десятилетий воссоздана историческая планировка пейзажного участка площадью 5,6 га в северной части Белого озера. На пресс-туре, который организовал ГМЗ «Гатчина», хранитель гатчинских парков А.Н. Мезенко , познакомил журналистов с отреставрированными объектами парка. Возвращен исторический облик Цветочной горке — ландшафтному объекту XVIII века, на трех уровнях которой тори раза за сезон будут меняться цветочные

композиции. Приведены в порядок Береговая и Темная аллеи. В оформлении собственного садика появились кадочные растения. В Карпин пруд выпущены 400 карпов. «В дальнейшем музей планирует возродить традицию кормления карпов по звуку колокольчика, как это было в дореволюционные времена, — рассказалпредставителям СМИ В.В. Панкратов. Карпы журналистам не показались, но тихими вечерами новые обитатели парка выпрыгивают из воды в погоне за насекомыми, что представляет фантастическое зрелище для посетителей. Средняя продолжительность жизни карпов 75 лет. 

Гатчинский парк продолжает традицию проведения фестивалей и праздников на открытом воздухе. «Ночь музыки в Гатчине»сезона 2017 года состоится 8 июня, «Ночь света в Гатчине» — 12августа. Впервые представлен совместный проект музея и Театра музыкальной комедии — фестиваль «Оперетта-парк» (17-19 июля).В Гатчинском парке 22-23 июля как и в год 250-летия Гатчинского дворца пройдут «Джазовые выходные» -концерты звезд петербургского джаза. /Фоторепортаж Калясиной Людмилы 15.06.2017/

Мраморная лестница Гатчинского дворца открылась после реставрации. Музей-заповедник «Гатчина» организовал пресс-тур, во время которого журналисты увидели отреставрированные фасады Арсенального каре и знаменитую Мраморную лестницу — первый интерьер, в который попадали посетители Гатчинского дворца во времена 

gatchina-dsc_1330Николая I при посещении Арсенального каре и Арсенального зала. Мраморная лестница, перестроенная в середине XIX века по проекту архитектора Р.И. Кузьмина, решенная в традициях Ренессанса, и сегодня является одним изgatchina-dsc_1414 наиболее торжественных парадных помещений не только Арсенального каре, но и всего комплекса дворца. Рассказывая представителям СМИ о ходе реставрационных работ директор ГМЗ «Гатчина», Василий Панкратов сказал, что реставрационные работы производились с 2013 года, а реставрация фасадов двора gatchina-posle-restavracii-dsc_1468gatchina-posle-restavracii-dsc_1324

gatchina-posle-restavracii-dsc_1329Арсенального каре велась с 2014 года. Впервые с 1941 года  пространства дворца предстанут в своем великолепии. /Фоторепортаж Елены Флеровой 27.12.2016/

Гатчинский парк был сформирован вокруг природной системы озер с многочисленными островками и протоками. Прогулка по парку императорской резиденции создает романтическое настроение.Picture1

А Гатчинский дворец является одной из самых больших загородных резиденций.

В любую погоду в Гатчинском парке можно встретить белок, которые не боятся прыгнуть на руку миролюбивого и щедрого посетителя, готового угостить их.

Наивысшего расцвета дворцово-парковый ансамбль достигает при Павле Первом. По его велению дворец перестраивается другим архитектором — Винченцо Бренной. Павел был блестяще образован, знал математику, инженерное дело, кораблестроение, историю, владел несколькими языками. Именно в его время появляются богатые парадные интерьеры и личные императорские покои, появляются новые художественные коллекции. Жена Павла — Мария Федоровна увлекалась ландшафтной архитектурой, устройство садов и уход за ними были ее страстью. Она была профессиональным ботаником, хорошо владела пятью языками, в том числе латынью.Picture2

Любители прогулок обязательно оценят примененный архитектором А. Ринальди для фасадов дворца пудостский известняк, который обладает свойством изменять свой цвет в зависимости от освещения: под лучами восходящего солнца он нежно розовый, днем кажется белым или желтоватым, а в закатных лучах — сиреневато-фиолетовый.

В середине XIX столетия внешний облик дворца вновь претерпел значительные изме-

нения. Оба дворцовых каре были перестроены, а симметричные пятигранные башни главного корпуса повышены на один этаж.

Гатчинский дворец вошел в историю архитектуры как яркий образец стиля раннего классицизма. Резиденция напоминает романтический средневековый замок, построенный с десятью башнями и 120-метровым подземным ходом из замка в грот «Эхо» на берегу Серебряного озера по проекту известного итальянского зодчего Антонио Ринальди.

В Гатчине стало традицией проводить интерактивные экскурсии для семей.  И побывать здесь зимой будет особенно интересно – дворец ждет новых посетителей!

Фото заметки. Гатчинский дворец и парк. Весна 2012 года.

Гатчина Дворцовая церковь Весна 2012 год ГАтчина Подземный ход фото Людмилв Калясиной Гатчинский парк Весна 2012 1 гатчина 4231 гатчина 3921 гатчина 260

Ваш отзыв