Кружевное пальто и секреты секретера

Павловск открыл секреты журналистам. В ходе пресс-тура они увидели самые ценные вещи из новых поступлений в коллекцию музея-заповедника.

Как отметила директор Павловска Вера Анатольевна Дементьева, пополнение художественных собраний – одна из самых важных сторон музейной деятельности. Всего в коллекцию в 2021 году поступило более 200 предметов.

Особенно отрадно, когда «домой» возвращаются ценные вещи, изъятые из Павловска в годы советских распродаж (1926-1933 гг.) и похищенные в годы оккупации во время Великой Отечественной войны. Так, на свое место в библиотеке Росси благодаря помощи банка ВТБ вернулись три книги: «Мемуары мадам де Стааль, написанные ею самой, или анекдоты времен регентства». 2-4 том. Амстердам-Лейпциг. 1756 г. Как напомнил зам. директора по научной работе Рифат Равильевич Гафифуллин, книги были изъяты из Павловского дворца-музея в конце 1920-х годов и проданы через «Международную книгу». У всех книг на форзацах можно увидеть исторические бумажные экслибрисы «Павловскiй Дворецъ. Библiотека.» с указанием места, где они хранились в Библиотеке Росси до 1917 года. Все книги переплетены в красный сафьян с характерным для XVIII века золоченым оформлением и золочеными обрезами.

Главный хранитель музея-заповедника «Павловск» Алексей Николаевич Гузанов рассказал об уникальной вазе «Летящие аисты». Выполненная в единственном экземпляре на Королевской фарфоровой мануфактуре (Дания, Копенгаген) в феврале 1896 года, она приобретена в коллекцию как мемориальный предмет. Известно, что эту вазу приобрел в Копенгагене в 1897 году великий князь Александр Михайлович, о чем сохранилась запись в инвентарной книге мануфактуры-изготовителя. Члены августейшей фамилии

были страстными ценителями датского фарфора и постоянно приобретали вазы, сервизы и другие предметы, украшая ими интерьеры своих городских и загородных резиденций. Ваза выполнена по модели директора Королевской фарфоровой мануфактуры А.-Э. Крога.

Прибор для карточной игры из семи предметов (Россия, около 1888 г.) – интересный предмет из той эпохи, когда игрой в карты увлекались представители всех сословий российского общества. Он состоит из подставки с перегородкой, по сторонам которой размещаются две коробочки для колод карт, а по углам — четыре подносика для фишек, выполненные в форме карточных мастей. В верхней части подставки находились держатели для мелков и щеточек, которыми пользовались для записи и стирания счета в игре. Подставка и коробочки для карт декорированы изображением карточных мастей. С лицевой стороны перегородки сверху гравирована монограмма «НВ» и надпись: «Отъ сослуживцевъ.6 /XI 1888». По словам Ольги Константиновны Баженовой, старшего научного сотрудника музея-заповедника, по этой надписи можно предположить, что скорее всего прибор был преподнесен коллеге по службе в честь значимого события. Возможно, это был уход на пенсию, о чем говорит характер подарка, предназначенного для приятного проведения досуга. Сегодня подобные комплекты для карточной игры нечасто встречаются на антикварном рынке. Комплект для карточной игры будет выставлен на выставке «Русский жилой интерьер XIX века» в Кабинете коллекционера.

Коллекция музея костюма Павловска благодаря помощи Сбербанка пополнилась кружевным пальто. Как пояснила Наталья Николаевна Вершинина, хранитель фонда тканей, это летнее дамское пальто из кружева цвета «крем» распашного покроя с широкими рукавами на подкладке. Оно выполнено из нескольких видов кружев ручной и механической выработки. Полосы льняного плетеного вручную на коклюшках кружева соединены в единое целое с полосами гипюра, выполненного из хлопка на шелковой основе методом травления. Этот способ производства кружева был внедрен в Германии в 1880-х годах и стал модной новинкой на европейском рынке дамской одежды. «Травленое» или «химическое» (Chemical lace или Schiffli lace) кружево позволяло создавать ажурные изделия с рельефным рисунком и нашивными объемными элементами в виде многолепестковых цветов. Такие цветы расположены на пальто по окружности плеч. Этим же способом выполнены прошивки из тонкого кружева с мелким узором, имитирующим стиль ранних венецианских образцов в технике punto in aria (стежок в воздухе). Помимо кружев использованы детали из белого льняного батиста с машинной вышивкой гладью белой нитью и вставки из сетки с вышивкой «в прикреп» тонким сутажом. Фасон и покрой платья, соединение в одном предмете разных видов кружева и вышивки показательно для дамской нарядной одежды конца XIX – начала XX века.

Очень редкий и ценный предмет для Павловска — овальный медальон со сдвоенным погрудным профильным портретом из светло-желтого воска великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. Павел Петрович изображен в парике с косицей, в кирасе с орденской лентой через правое плечо, Мария Федоровна с высокой прической запечатлена в платье с оборкой по вырезу. На обрезе груди вел.кн. Павла Петровича графирована подпись скульптора:C.G. Girli: Медальон хранится в овальном футляре вишневого сафьяна с откидной крышкой, с латунным замочком, верхняя крышка футляра декорирована по центру тисненой золоченой розеткой и тисненой полосой со стилизованным растительным орнаментом по краю.

Медальон не входил в историческую коллекцию, но непосредственно связан с историей Павловска. Портрет Павла Петровича и Марии Федоровны выполнен миланским скульптором Карлом Джузеппе Джерли, о чем свидетельствует подпись мастера. Известно, что во время своего заграничного путешествия в 1781 – 1782 годах под именем графов Северных великокняжеская чета почти три месяца провела в Италии и посетила Милан, где находилась шесть дней с 4 по 9 апреля 1782 года. Во время путешествия помимо торжественных приемов и осмотра достопримечательностей граф и графиня Северные активно посещали мастерские знаменитых художников и скульпторов, где покупали и заказывали не только произведения искусства для украшения строящегося дворца в Павловске, но и собственные портреты. Вероятно, этот небольшой портрет из воска, оформленный внешне как камея, был исполнен с натуры Джерли в апреле 1782 года. Медальон пополнит не только иконографию владельцев Павловска, но и приоткроет еще одну страницу в знаменитом путешествии. Медальон может в дальнейшем экспонироваться в Библиотеке Росси, где исторически находились подобные портреты членов императорской семьи.

Недавние поступления в коллекцию мебели – три кресла и секретер из исторической коллекции Павловского дворца, подаренных музею семьей Карисаловых – журналисты увидели на выставке, открытой в Колонном зале. Заведующая экспозиционно-выставочным отделом Ольга Владимировна Кушева и хранитель фонда мебели Наталья Алексеевна Кулина рассказали о секретах старинной мебели – как новых поступлений, так и о других представленных на выставке «Под крыльями двуглавого орла» шедеврах из коллекции Павловска и частного собрания Карисаловых. Так, неподдельный интерес вызвали столы-трансформеры работы знаменитого мастера Давида Рентгена. Легким движением руки обычный на вид стол

превращается в туалетный, а потом в ломберный; его можно использовать как пюпитр.

Отрадно, что наши друзья-журналисты тоже становятся дарителями Павловска. Директор музея-заповедника и главный хранитель вручили благодарственный диплом журналисту-блогеру Елене Тарасенко: она передала в коллекцию музея три предмета первой трети XX века (две скатерти и наволочку), которые вскоре будут использованы на экспозиции русского жилого интерьера.

Финалом встречи стало дружеское чаепитие и прогулка в санях по Павловскому парку.

Ваш отзыв

Ваш отзыв