Крещения Руси. Святой равноапостольный князь Владимир

28 июля отмечается День Крещения Руси, которое состоялось в 988 году. В православном церковном календаре эта дата также является днём памяти равноапостольного князя Владимира (около 960 – 1015), крестителя Руси.

Президентской библиотека в раритетных документах рассказывает о эпохе святого равноапостольного князя Владимира.

«…Чем больше христианство входило… в плоть и кровь русского народа, тем с большею благодарностию, большим благоговением воспоминалось имя крестителя земли русской. В сознании если не большинства русских людей, то лучшей части из них, подвиг, совершённый св. Владимиром, делал его равным апостолам, великому Константину, участником царства небесного», – говорит духовный писатель, историк Никандр Левитский в работе «Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные» (1890).

Эпоха святого равноапостольного князя Владимира стала ключевым периодом для государственного становления православной Киевской Руси. Принятие христианства повысило международный престиж страны, укрепило и расширило её связи с Византией, контакты с южнославянским миром и христианскими странами Запада, а также способствовало национальной консолидации, развитию культуры.

Александро-Невская лавра является старшейшим из монастырей города. Её основали по указу Петра I в 1713 году.

Владимир Путин посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге 28 июля 2024 года, где Российский лидер в сопровождении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла осмотрел церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

В Благовещенской церкви временно размещена главная святыня лавры — мощи святого благоверного князя Александра Невского.

Александро-Невская лавра является старшейшим из монастырей города. Её основали по указу Петра I в 1713 году. В 1724 году он перенес из Владимира в лавру мощи Александра Невского.

 Путь князя к православной вере был не из лёгких, ведь он начинал властвовать в период язычества на Руси.

Однако выросший в период язычества Владимир не стал его убеждённым приверженцем. Укрепление государства требовало принятия единой веры, но какой? И Владимир взял на себя труд изучить четыре господствующих религии и выбрать одну из них для родной земли. Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описываются в древнейшем источнике по истории Руси – «Повести временных лет» (1916), прокомментированной филологом, исследователем летописей Алексеем Шахматовым. Также об этом рассказывается в курсе лекций «Древняя русская история» (1885) профессора Василия Ключевского, с рукописями которых можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

В книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» повествуется, как непросто было сделать выбор князю. Как отмечается в книге «Начало христианства в России и Крещение Руси при великом князе Владимире» (1900), «желая веры истинной не для себя одного, а для всего народа», князь держал совет с боярами и городскими старейшинами. В итоге было решено отправить посланников в разные концы с целью посмотреть, в какой стране „лучше служить Богу“».

В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила книгу историка, духовного писателя Дмитрия Троицкого «Святой равноапостольный князь Владимир» (1914). В ней приводятся строки из «Повести временных лет» о том, какое впечатление на русских посланцев князя Владимира произвело богослужение в главном храме Византии – соборе Святой Софии в Константинополе, ныне – Стамбул: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле, потому что нет на земле такого вида такой красоты…»

И пришёл день, пишет Иван Некрасов в исследовании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории», когда Владимир сказал: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».

По примеру княгини Ольги Владимир захотел креститься не в Киеве, а принять веру от греков. Князь Владимир вынудил их передать сокровище православия на Русь, говорится в видеолекции «Византийский выбор Руси» (2015) историка Павла Кузенкова.

Кардинальный поворот от язычества к христианству стал важнейшим событием в жизни славянского народа.

Как и многие другие реформы, Крещение Руси поначалу было воспринято недоверчиво. «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – писал историк Константин Бестужев-Рюмин в книге «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910).

Крещению Руси способствовало множество причин, среди которых можно назвать: проповедь христианства в Скифии апостолом Андреем Первозванным, создание славянской письменности в сочетании с греческим алфавитом братьями Кириллом и Мефодием, существование водного торгового пути «из варяг в греки», крещение княгини Ольги в Византии и т. д.

В электронном фонде Президентской библиотеки собрано большое количество материалов, посвящённых Крещению Руси и святому равноапостольному князю Владимиру. Также на портале учреждения можно ознакомиться с виртуальным туром по выставке «Хранить веру православную: история церковных музеев. К 1030-летию Крещения Руси», которая была открыта в Санкт-Петербурге в историческом здании Синода, где сегодня располагается Президентская библиотека.

/По материалам  пресс-службы Кремля и пресс-службы Президентской библиотеки/

Ваш отзыв

Ваш отзыв