Концерт памяти Е.А. Мравинского в Большом зале филармонии

Великий русский дирижер Е.А. Мравинский родился в Петербурге 22 мая (4 июня) 1903 года. в 1920 году Мравинский поступает на естественнонаучный факультет Петроградского Университета. Однако из-за невозможности совмещать учебу с работой в театре, он выбирает театр и вскоре уходит из университета. Видимо, тогда и возникло твердое решение посвятить себя музыке. В 1924 году он все же поступил в Ленинградскую консерваторию. Позже Мравинский получил важный государственный заказ — работу по перестройке курантов Петропавловской крепости — замене мелодии «Коль славен» начальной фразой «Интернационала», используя старый набор колоколов. 20 сентября 1932 года состоялась премьера балета «Спящая красавица» Чайковского — первой самостоятельной работы Е.А. Мравинского в Театре оперы и балета (постановка М. Петипа). С началом Великой Отечественной войны начинается новая страница биографии дирижера. Коллектив оркестра оставлял родной город, когда вокруг Ленинграда уже смыкалось кольцо вражеской блокады. 4 сентября музыканты прибыли в Новосибирск, а уже на следующий день выступали в госпиталях и воинских частях. Осенью 1943 года Е.А. Мравинский выезжает в Москву для работы над новой — Восьмой симфонией Шостаковича. Во время репетиций автор, покоренный работой Евгения Александровича, навечно связал свое детище с именем дирижера, посвятив ему Восьмую симфонию. В течение всего времени эвакуации оркестр, руководимый Е.А. Мравинским, дал 538 концертов. Их посетило около 400 тысяч слушателей. Состоялось также 240 концертов по радио. После отъезда ленинградцев в Новосибирске открылись оперный театр, филармония, музыкальное училище, а впоследствии и консерватория. Мравинский был одним из крупнейших современных мастеров дирижёрского искусства. «Концерт Евгения Мравинского был не только необыкновенным концертом. Настоящие любители музыки утверждали, что это было нечто большее, а именно мы стали свидетелями особого, редкого явления, своеобразного художественного действа… Все мы видели дирижеров, которые лишь отбивают ритм, позволяя вести себя самому оркестру. С Евгением Мравинским оркестр Ленинградской филармонии действительно является инструментом в руках виртуоза, почти продолжением его тела, его рук. Нет никакой внешней помпы, но практически нет и напряжения. Без дирижерской палочки, сидя на табурете, порой касаясь левой рукой партитуры, 79-летний маэстро взглядом, еле заметным движением руки или даже запястья руководит оркестром, и музыка льется, совершенная и глубокая. Это результат не одних репетиций, а всей артистической карьеры, лучше сказать, всей жизни», — писала мадридская газета «El Pais» в 1982 году.Празднованию 100-летия Санкт-Петербургской филармонии, которое отмечается в сезоне 2020/2021, посвящены концерты с историческими программами, звучавшими на филармонической сцене в минувшие десятилетия под управлением знаменитых дирижеров. 

4 мая состоялся концерт памяти Е.А. Мравинского – великого русского маэстро, который возглавил филармонический оркестр в 1938 году, после победы на I Всесоюзном конкурсе, и оставался на своем посту более полувека – с 1938 по 1988 год. Эти десятилетия вошли в историю Филармонии, как «эпоха Мравинского».Филармонический оркестр под управлением Мравинского, которого западная пресса называла «властелином музыки», заслужил славу одного из лучших коллективов мира. С оркестром Мравинский дал, включая гастроли по стране и за рубежом, более 1000 концертов. Премьера Шестой симфонии Прокофьева, а также Первый фортепианный концерт и фантазия «Франческа да Римини» Чайковского прозвучали 11 и 12 октября на открытии нового концертного сезона Ленинградской филармонии 1947/1948. 4 мая 2021 года прозвучала программа, которая была представлена в Большом зале филармонии 11 октября 1947 года под управлением Евгения Мравинского.  Историческую программу исполнил Академический симфонический оркестр под управлением одного из самых востребованных дирижеров молодого поколения Валентина Урюпина: музыкант сотрудничает с такими коллективами, как Госоркестр России имени Е. Светланова, Российский национальный оркестр, БСО имени П.И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», оркестры Мариинского и Михайловского театров, а также Венский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Венского радио, Немецкий симфонический оркестр и многие другие. Партию фортепиано исполнял Андрей Гугнин  – лауреат крупных международных конкурсов, чьи концерты проходят в самых престижных залах мира; в их числе – Концертный зал имени П.И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории и Концертный зал Мариинского театра, нью-йоркский Карнеги-холл, лондонский Королевский Фестиваль-холл, Сиднейский оперный театр, Концертный зал Лувра, венский Музикферайн.Когда дирижер поднялся на сцену, то сразу же, без лишних слов приступил к своей работе, и оркестр заиграл знаменитую музыку, написанную Прокофьевым. Она то стихала, то увлекала быстрым темпом, и в конце соединились уже как будто два «вихря» — вихрь музыки и вихрь аплодисментов с криками «Браво», так мастерски все было исполнено! Во втором отделении зазвучала музыка Чайковского. Зрители утонули в ее ярких красках. Соло на фортепиано слышалось легко, но очень ясно, от самых сложных аккордов в нижнем регистре до самых высоких нот. Затем фортепиано и оркестр как будто перекликались, а позже рулады фортепиано и оркестра соединились воедино.  Флейты и скрипки звучали умиротворенно, и музыка как бы вела слушателей за собой, вовлекая в гармонию фортепиано и оркестра.  Фортепиано вторило флейте, и в эти моменты казалось, что ты идешь легкой поступью по спокойному лесу… Андрей Гугнин так искусно исполнял свою партию, что казалось, что ноты – это как будто игривые  и молниеносные солнечные зайчики, играющие в листве деревьев…

Зрители были очень довольны игрой Андрея Гугнина, и на бис он исполнил «Мазурку» композитора Скрябина. При прослушивании этого исполнения представляешь себе старинный бальный зал с огромными окнами, куда постепенно входят дамы и кавалеры в красивых одеждах… Постепенно мотив становился все тише, и вот он исчез… но навсегда остался в памяти. Во время исполнения симфонической фантазии по Данте «Франческа да Римини» слышалась как бы перекличка музыкальных инструментов оркестра, будто эхом повторявших мелодию. И ты как будто идешь за этой музыкой… Она – полет и радость, все вокруг, весь мир и… легкая грусть тишины. …Ход пароходов, пение птиц, движение стай рыб под водой, гром грозы, скорость времени… Зов самой Жизни!.. …После окончания произведения, зрители еще долго аплодировали оркестру и солисту. /По материалам официального сайта Большого зала Санкт — Петербургской филармонии http://funeral-spb.narod.ruwww.philharmonia.spb.ru/

Ваш отзыв

Ваш отзыв