Икона «Богоматерь Казанская» 9 ноября 2023 года после четырехлетней реставрации возвращается в Музей истории религии после длительной реставрации.
В фонд хранения «Православие. Изобразительное искусство» возвращается икона «Богоматерь Казанская». С 2018 года икона конца XVII–начала XVIII в. неизвестного художника находилась на кафедре реставрации темперной и масляной живописи Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина.
Икона «Богоматерь Казанская» из Государственного музея истории религии является каноничным изображением образа Казанской Богоматери. На основании стилистического анализа, а также изучения особенностей манеры иконописного письма ликов Богоматери и младенца Христа икону можно отнести к работам мастеров Оружейной палаты или их учеников.
Несмотря на то, что в составе музейный реставрационных мастерских есть мастерская реставрации масляной и темперной живописи, реставрационным советом было принято решение о передаче иконы в Академию художеств для реставрации и проведения комплексного исследования.
Реставраторами Академии художеств были выявлены вертикальные трещины по стыкам досок на обеих сторонах, ряд утрат основы иконы, многочисленные гвоздевые отверстия вокруг изображения лика Богоматери, трещины на грунте, в основном, на изображении фона и одежд Богоматери и Младенца, многочисленные утраты грунта, красочного слоя, потертости и царапины по всей поверхности иконы. Однако главной проблемой было укрепление основы иконы, которое представляло собой несколько вертикальных авторских досок при отсутствии горизонтальных шпонок. Для фиксации и стабилизации конструкции реставраторы разработали специальную каркасную раму из деревянных планок. Рама закреплена на тыльной стороне иконы с использованием подвижной системы крепления. Это первый пример использования такой системы укрепления основы на предмете из собрания Музея истории религии.
В Академии художеств был проведен ряд химических и комплексных исследований, в том числе исследование в ближнем инфракрасном диапозоне, рентген-флюоресцентный анализ (РФА) и другие. Был выполнен целый комплекс реставрационных мероприятий, который включал не только пробное раскрытие фона от поздней записи, послойное раскрытие авторской живописи, подведение реставрационного грунта по краям утрат авторского, но и восполнение утрат авторской живописи в условной манере и покрытие областей тонирования реставрационным лаком.
После реставрации икона будет активно задействована в экспозиционно-выставочной деятельности музея.
/В тексте использованы материалы музея Музей истории религии gmir.ru/