В Музее Костюма музея-заповедника «Павловск» 22 декабря открывается выставка «Зонты императриц. Против солнца и дождя».
Хотя в декабре в Петербурге, как правило, нет яркого солнца (дождь, правда, иногда случается), мы решили порадовать посетителей небольшой красивой выставкой.
Зонты мужские и женские, большие и совсем маленькие, выполненные из тончайшего кружева и шелка с отделкой из резной кости, — настоящие произведения искусства, хранящие память о модных веяниях рубежа XIX–XX веков. Особое место на выставке занимают зонты двух последних российских императриц — Марии Федоровны и Александры Федоровны.
Зонты супруги императора Александра III Марии Федоровны с ювелирной отделкой из серебра сделаны во Франции. На одном из них надпись «Minni» — так называли будущую русскую императрицу в ее родной датской королевской семье. Это имя сохранялось в узком кругу и в России.
Летний зонт императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, с куполом из алого шелка с фиолетовой верхней частью напоминает цветок мака. Другой ее зонт выполнен из белого брюссельского кружева ручной работы. Эти зонты прекрасно дополняли летний образ последней императрицы России. Экспонаты расположены в витрине таким образом, чтобы можно было детально рассмотреть конструкцию зонтов, купоны из кружева и необычные ручки.
Кроме императорских аксессуаров, на выставке представлено более 20 предметов, приобретенных музеем у частных лиц. Среди них — необычный зонт в футляре в виде кончика хвоста крокодила и с рукояткой в виде крокодильей лапы. Также представлены зонты с ручками из фарфора и бамбука.
История зонтов уходит в далекое прошлое, впервые они появились в XII веке до н. э. в древнем Китае и Египте. Первоначально изобретение служило для защиты от солнца и было громоздким и тяжелым. Держать его над головой владельца приходилось слугам, поэтому зонт считался символом власти, а отсутствие загара — привилегией могущественных и богатых людей. С изобретением складного механизма, зонты от солнца быстро вошли в моду в европейских странах и получили специальные названия: к примеру, во Франции — «парасоль» («против солнца»), в Италии — «умбрелла» («тенечек»). В России зонт появился, предположительно, во времена Петра I. Слово «зонт» происходит от голландского «зоннедек», что означало «навес от солнца». В просторечии бытовали и другие названия — «подсолнечник», «тенник».
«Параплюи» — зонт «против дождя» был привезен во Францию в 1637 году королю Людовику XIII, однако французам это изобретение не пришлось по вкусу. В 1772 году англичанин Джон Ханвэй, путешественник и экспериментатор, заменил шелк и кружево на зонтиках от солнца на более практичную и плотную ткань. Он стал прогуливаться под таким необычным по тем временам прикрытием под лондонским дождём. Жители Лондона сначала посмеивались над новым изобретением — зонт был верным доказательством, что у человека нет возможности нанять экипаж. Однако, уже в середине XIX века ни один достойный британский джентльмен не показывался на людях без зонта. Во второй половине XIX века практичные универсальные модели зонтов «ан-ту-кас» (что в переводе означает «в любом случае») носили как мужчины, так и женщины. В большей степени, чем мода и вкус, на распространение зонтика влияли технические усовершенствования: ремесленники постоянно разрабатывали более легкие конструкции каркаса и механизмы для более удобного открывания.
/По материалам отдела маркетинга ФГБУК «Государственный музей-заповедник «Павловск»/