Загадки миниатюр

В Библиотеке Росси Большого Павловского дворца последнии дни работает  выставка «Сюжетная миниатюра XVII–XIX из коллекции четырех императриц».

У миниатюр есть своя загадка: притягивая взгляд, они увлекают созерцателя в свой глубинный мир, где открываются какие-то очень личные тайны. Неслучайно сюжетные миниатюры так любили императрицы, наполняя ими свои покои. Собрание Павловска состоит из 130 сюжетных миниатюр из коллекций Екатерины Великой в антресольных комнатах Зимнего дворца, Марии Федоровны (супруги Павла I) в Общем кабинете Павловского дворца, а также Елизаветы Алексеевны (жены Александра I) и Александры Федоровны (супруги Николая I) в Зимнем дворце. На выставке представлено около половины музейного собрания.

Сюжетные миниатюры создавались мастерами с использованием различных техник — акварели, гуаши на слоновой кости или пергаменте, а также эмали (финифти). Часто владельцы устраивали для них особые кабинеты, вмещающие большое количество миниатюрных воспроизведений любимых картин знаменитых мастеров.

Гордостью коллекции императрицы Марии Федоровны являются две работы немецкого мастера начала XVII века Иоганна Кёнига и четыре миниатюры известной венецианской художницы начала XVIII века Розальбы Каррьеры

Довольно простая техника и небольшие размеры делали создание миниатюр вполне доступным непрофессионалам. Это входило в круг домашних занятий искусствами наряду с рукоделием, музицированием, пением, любительскими спектаклями. Многие художники-любители конца XVIII — начала XIX века писали миниатюры, в том числе великая княгиня, затем императрица Мария Федоровна. Она использовала в качестве основы молочное стекло, рисуя графитным карандашом; иногда изображения слегка подцвечивались акварелью. При создании некоторых миниатюр императрица применяла более сложную технику, смешивая различные составы — цветной карандаш, акварель, гуашь и даже масло. Так ею были созданы великолепные по цветовому сочетанию копии с «Аллегории» Э. Лесюэра и с картин А. Кауфман — «Суд Париса», «Забава Амура» и «Аллегория», хотя образцами для них служили гравюры.

Основу собрания императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, составили сорок миниатюр, отобранных императором в 1826 году из собрания Эрмитажа. В дальнейшем эта коллекция пополнялась самой императрицей. Среди этих миниатюр выделяются работы Фёдора Фёдоровича Урбановича — талантливого художника-самоучки, инвалида, участника военных кампаний, создававшего копии со знаменитых произведений Картинной галереи старых мастеров в Дрездене. Работы Урбановича и другие приобретённые в эти годы произведения были крупными по размеру и крепились на ширмах или экранах, как это можно видеть на акварелях К. А. Ухтомского и Е. П. Гау с изображением кабинетов Александры Фёдоровны.

Кузнецова Елена Васильевна, пресс-секретарьВыставка открыта до 20 октября 2024 года.

 

Ваш отзыв

Ваш отзыв