Русский музей обладает большой и ценной коллекцией произведений Васнецова, отражающей главные периоды и аспекты его художественной деятельности. Юрий Васнецов известен, прежде всего, как иллюстратор детской книги и мастер эстампа.

5 февраля в зале № 80 корпуса Бенуа Русского музея открывается выставка Юрия Васнецова. Камерная экспозиция в корпусе Бенуа представит живопись Васнецова, которая значительно менее знакома широкому кругу зрителей.
Выставка приурочена к 125-летию со дня рождения мастера, творчество которого органично связано с таким значительным художественным явлением как русский авангард.
Ленинградский художник Юрий Алексеевич Васнецов (1900 – 1973) – живописец, график, сценограф, иллюстратор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), народный художник РСФСР (1973), лауреат Государственной премии СССР (1971), уроженец Вятки, дальний родственник великого русского художника Виктора Васнецова.
Открывают экспозицию ранние произведения, созданные Юрием Васнецовым в период обучения в Петрограде. Тогда художник усвоил систему цветовосприятия Михаила Матюшина, которая ощутима в раннем «Голубом пейзаже» (между 1923 – 1926). Другое произведение, «Натюрморт с шахматной доской» (между 1927 и 1928), выполнено в технике коллажа и связано с периодом обучения у Казимира Малевича: в те годы Васнецов хотел освоить кубистическое построение картины. В 1931 году вместе с художником Николаем Костровым Юрий Васнецов совершил поездку в Карелию в поселок Сороки (Беломорск), где создал выразительный образ рыбака («Рыбак с семгой», 1931).
В 1932 году Васнецов был принят в аспирантуру Всероссийской Академии художеств, где занимался у Владимира Лебедева. Тема его дипломной работы была связана с сюжетом о застолье в провинции, но картина не была завершена. В экспозиции представлен один из этюдов к этой композиции – «Дама с мышкой».
Важнейший этап в творчестве Юрия Васнецова – работа под руководством Владимира Лебедева в созданном в конце 1920-х годов Детгизе.
Васнецов стремился воплотить в картине фольклорное мироощущение и поэтому обращался к языку народного искусства. Он очень любил творчество грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани.
В 1960-е годы Васнецов интенсивно работал над живописью, однако созданные в этот период картины при жизни художника не покидали стен мастерской, обстановка которой, включавшая предметы народного искусства, была запечатлена и в его полотнах.
/По материалам Антон Александрова. Пресс-служба ГРМ/