«Приглашаем Вас 22 мая в однодневный пресс-тур по малым музеям Ленинградской области и Санкт-Петербурга…». Как не откликнуться на такое приглашение! К малым музеям не только Ленинградской области, но Ленинградской в первую очередь у меня особое пристрастие. Прежде всего, потому что создаются они и держатся в основном на подвижниках, людях, достойных восхищения.
Пресс-тур в Кингисепп и Сланцы — часть образовательной программы для представителей «северных» музеев, которые прошли конкурсный отбор и приехали в Петербург на стажировку по теме «Экспозиционно-выставочная деятельность». Это, в свою очередь, одна из программ «Музеи Русского Севера» благотворительного Фонда «Доброта Севера».
Программа «Музеи Русского Севера» реализуется с целью «содействия устойчивому развитию северных регионов через поддержку лучших проектных инициатив музеев, повышение профессионального мастерства музейных специалистов, исследование и популяризацию историко-культурного феномена Русского Севера». Она охватывает республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ, Пермский край, Архангельскую, Вологодскую, Кировскую, Костромскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую и Ленинградскую области и осуществляется при поддержке компании «Северсталь» и при участии Музейного агентства Ленинградской области.
В 2022 году программа признана лучшей в сфере культуры в рамках проекта «Лидеры корпоративной благотворительности».
В 2023 году Фонд «Доброта Севера» выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив на проект «Музеи Русского Севера — сообществам, туристам, музеям». Это позволило усилить проект развития наставничества, он получил статус всероссийского, также был запущен Конкурс по развитию туристической привлекательности музеев среди подростков и молодежи, усилен просветительский компонент работы.
В туре приняла участие куратор программы Эльвира Алейниченко. Эльвира Родионовна – признанный эксперт и консультант грантовых конкурсов государственных структур, бизнеса и фондов, автор и ведущий образовательных программ для НКО и бюджетных учреждений и т.д. и т.п.
Кингисеппский историко-краеведческий музей. Обзорная экскурсия по обновленной экспозиции «Историческое прошлое края». Участники пресс-тура ознакомились с пятью тематическими залами: «Традиционная культура народов края», «От средневековой крепости Ям до уездного города Ямбурга. XIV — начало XX века», «Между двумя мировыми войнами. 1914 — 1939 годы», «Город и район в годы Великой Отечественной войны», «Советское детство».
Кингисеппский музей один из немногих, наверное, в России, где экспонаты можно трогать руками. Более того! К этому призывают специальные аншлаговые таблички. Здесь можно подержать в руках археологические древности. Не только на глаз, но и на ощупь оценить изделия ижорских гончаров. Позаимствовав, разумеется, на время у одного из двух средневековых воинов меч, представить себя рыцарем «без страха и упрека». Экскурсантки же, возможно, предпочтут раскрыть над собой ажурный солнцезащитный зонтик и, присев за реликтовый столик, попозировать воображаемому фотографу в фотосалоне начала прошлого, ХХ, века, камера которого покоится напротив, в застеклённой витрине. Ну, а если вы меломан, у вас есть возможность послушать патефон.
Всплеск ностальгических чувств, наверняка, у людей старшего поколения вызовут детские игрушки и школьные принадлежности, игры, одежда, предметы быта и мебель шестидесядых — восьмидесятых годов всё того же ХХ века.
Город Сланцы находится в настоящей глубинке. В Сланцах проездом, как, предположим, в Кингисеппе или, скажем, в Ивангороде сложно оказаться.
Название города происходит от слова сланцы. Сланцы — это группа минералов, включающая в себя целый ряд горных пород со схожими характеристиками.
Город в значительной степени существовал за счёт добычи горючих сланцев компанией «Ленинградсланец» и производства сланцевого масла компанией «Завод «Сланцы». Сейчас шахты закрыты из-за снижения местного спроса и разногласий по поводу контрактов с соседней Эстонией. «Завод „Сланцы“» из перечня стратегических предприятий изъят. Это привело к масштабной безработице. Население города резко сократилось… Не покинувшие город жители в растерянности: как жить дальше? И в это непростое для Сланцев время в городе возрождается историко-краеведческий музей!
Был он создан в далёком 1988 году. Постоянная экспозиция рассказывала о сланцедобывающей и сланцеперерабатывающей промышленности, рождении города, событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановлении и развитии Сланцевского района в послевоенный период. В последующие годы были оформлены разделы «Животный мир нашего края», в котором представлена коллекция чучел животных и птиц, и «Быт и занятия населения края на рубеже ХIХ-ХХ вв.».
Новая экспозиция открылась 12 апреля 2025 года, она носит сложносочинённое название «Пять жизней одной земли». Каждая «жизнь» – это тематико-хронологический комплекс экспонатов и информации.
Первая жизнь — «Когда земля была морем» — основана на геологической и палеонтологической коллекции и повествует о том, что происходило на этой территории в доисторические времена, когда из обитателей древних океанов формировались нынешние залежи полезных ископаемых. Именно они стали ресурсами для индустриального развития этой территории в ХХ веке.
Вторая жизнь — «Первые люди на этой земле» — посвящена археологическим находкам и первым жителям Принаровья.
Третья — «Земля сохи и льна» — показывает посетителям этнографические предметы из сёл и деревень нынешнего Сланцевского района.
Четвёртая – «Взорванная земля» — рассказывает о промышленном освоении района, строительстве шахт, заводов и моногорода Сланцы.
Пятая жизнь… Именно о ней, пятой жизни, и предстоит задуматься жителям города — посетителям музея. Что ждёт Сланцы в постиндустриальный период? Как прошлое этой земли помогает нам понимать настоящее и проектировать будущее? Этим вопросам, в принципе, и посвящена новая экспозиция музея.
Отрадно, что именно в Сланцевском историко-краеведческом музее (во время пресс-тура) и прошёл методический семинар с провокационным названием — «Кому нужен этот музей?», тема которого оказалась значительно шире — «Новая жизнь краеведческих музеев. Что дальше?».
Что же касается непосредственно сланцевского краеведческого и в целом города Сланцы, ответ на этот вопрос читался на листках с отзывами посетителей. Вот некоторые из них: «После ремонта этого музея, хочется чаще сюда ходить…», «В восторге! Большое спасибо! Удачи!», «Замечательное возрождение сланцевского музея…», «Сланцы были, есть и будут стоять!», «Сланцам быть!»
Владимир Добротворский
Фото Владимира Желтова