В Русском музее отреставрируют два шедевра Григория Угрюмова, созданных по личному поручению Павла I. При поддержке ПАО «Газпром» впервые за 220 лет пройдет комплексная научная реставрация двух большеразмерных картин «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» классика русской живописи Григория Угрюмова. На расширенном реставрационном совете ведущие эксперты страны – реставраторы, музейщики, искусствоведы – утвердили программу реставрации двух грандиозных шедевров.
В зале открытой реставрации в корпусе Бенуа Русского музея в мультимедийном формате презентовали итоговые результаты химико-биологических и технологических исследований, а также представили итоговую программу масштабной научной реставрации двух картин Григория Угрюмова. 14 октября 2025 года – дата отсчёта начала нового «реставрационного блокбастера» Русского музея.
Эти сокровища истинно петербургской академической школы, которые являются шедеврами собрания Русского музея, мы обязаны сохранить их на будущие века», – рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
В заседании, которое состоялось 14 октября, приняли участие ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Семён Михайловский, а также ведущие специалисты Государственного Эрмитажа, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Государственной Третьяковской галереи, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э Грабаря и Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.
«Тема реставрации традиционно вызывает большой интерес, но, как нам кажется, остаётся недооценённой. Мы прикладываем большие усилия для того, чтобы привлечь внимание к реставрации…», – добавила генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома, начальник управления ПАО «Газпром» Елена Давыдова.
Комплексная реставрация будет осуществлена впервые. За более чем 220 лет бытования на обеих картинах появились жесткие изломы, многочисленные прорывы холста, заделанные с тыльной стороны пластырями, кракелюр и утраты красочного слоя. Кроме того, желтый потемневший лак и большое количество поновительских записей, нанесенных поверх авторской живописи, скрывают подлинный колорит и нарушают целостное восприятие живописи.
«Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года», выполненные Григорием Угрюмовым не позднее 1800 года, были переданы в собрание Русского музея еще в период формирования основной коллекции, в 1897 году. В последние годы шедевры Угрюмова были представлены в Михайловском (Инженерном) замке и служили частью постоянной экспозиции Воскресенского зала. Обе картины Григорий Угрюмов написал по личному поручению императора Павла I. За эти монументальные исторические произведения в 1800 году художник получил звание профессора. Благодаря точности передачи сюжетов полотна Угрюмова являются своеобразными историческими документами, что свидетельствует о внимательном изучении живописцем исторических источников. Размеры картин грандиозны: «Взятие Казани 2 октября 1552 года» – 510 х 380 см, «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» – 510 х 393 см.
Русский музей в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» представил новую общеобразовательную программу «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов». В основе процесса – участие студентов в реставрации картин «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» и «Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года». Лаборатория поможет студентам профильных направлений не только перенять опыт лучших художников-реставраторов Русского музея, но и отточить практические навыки во время образовательного курса. Занятия для первых учеников начались в реставрационных мастерских 7 октября. Кроме того, в зале открытой реставрации разместят специальный QR-код, отсканировав который, посетители смогут увидеть уникальные материалы о ходе реставрационных работ: видеозаписи, фотографии, интервью с реставраторами и кураторами, информационные статьи. В период работ будут организованы просветительские мероприятия для людей с ограниченными возможностями здоровья, участников СВО и членов их семей. В дальнейшем образовательная программа продолжит свою работу на базе нового межмузейного реставрационного центра Русского музея, обеспечив высокий уровень подготовки специалистов и непрерывное развитие их навыков.
Уже через два года (реставрация каждого произведения займет не больше 12 месяцев) гости Михайловского замка увидят шедевры Григория Угрюмова без «желтого фильтра», образовавшегося со временем из-за химических свойств лака, изломов и других дефектов.
За работой реставраторов по восстановлению двух картин классика русского искусства также смогут наблюдать гости корпуса Бенуа Русского музея в зале открытой реставрации. Каждый посетитель во время визита на выставки сможет познакомиться с работой реставраторов – важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром». Традиция появилась в конце 2023 года, когда Русский музей при поддержке ПАО «Газпром» начал первую в истории комплексную научную реставрацию шедевра «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Решение открыто показывать процесс реставрации стало беспрецедентным явлением в отечественной музейной практике.
В феврале 2025 года Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Русский музей и ПАО «Газпром» заключили трехстороннее соглашение о развитии национальной школы реставрации. Центром координации проектов выступит Русский музей: проект направлен на создание основ для воспитания нового поколения реставраторов и передачи им бесценных знаний лучших специалистов страны.
Пресс-служба ГРМ

















