Владимир Высоцкий: «Я в колесе – не спица…»

Публичный открытый концерт, посвященный 80-летию такого любимого и дорогого нам человека, как Владимир Семенович Высоцкий, соответствующий духу его творчества, состоялся 2 июня, в рамках фестиваля «Петербург LIFE». В юбилейном концерте «Высоцкий 80» приняли участие самые разные артисты и группы: Олег Погудин, Василий Герелло, Светлана Крючкова, Евгений Дятлов, Макс Иванов, , Михаил Яцевич, Детский хор ТВ и Радио, «Ва-Банкъ», «Пилот», «Billys Band», » Animal ДжаZ», Алексей Горшенев, Максим Ермачков, «Скорая помощь», «Цыганский двор», Афина, «Полюса».

Песни Владимира Высоцкого — тепло и свет нашего детства и юности. От них до сих пор щемит сердце, ибо они нам родные, когда-то мы их выучили наизусть по большим и маленьким пластинкам, вплоть до мельчайших интонационных переходов и пауз. И запомнились они именно в исполнении Владимира Семеновича.

На огромной Дворцовой с печальным ангелом на вершине Александрийского столпа, продуваемой перекрестными ветрами, слышавшей множество музыкальных прим и маэстро, 2 июня 2018 года звучал Высоцкий! Говорят, камень — материя мертвая, ему все равно. Тогда почему, когда на сцену вышел Олег Погудин, и зазвучала первая песня — «Бокал», каменная кладка словно ожила, музыка, будто слилась с ней, и все стоящие перед высокой, недосягаемой сценой зрители ощутили дыхание музыкальных ладов у себя под ногами. Ритм, отталкиваясь от мостовой, улетал в небо. Одна строка за другой, словно высекали невидимые искры, и в каждом слове во весь рост вставал могучий, талантливый человек, так нами любимый, знакомый нам и незнакомый – Владимир Высоцкий.

Благодаря Погудину, песня вливалась в каждого слышащего ее под открытым небом, опрокидывая преграды, с каждым новым куплетом наполняясь силой яви все больше и больше. Последняя фраза в исполнении Артиста уже больше, чем речь – «А, может быть, просто разбить бокал?!», — в ней слышится звон разбитого бокала. Это конец истории. Разрыв.

После «Бокала» была «Цыганская песня». «Камнем грусть висит на мне, в омут меня тянет….». И опять не просто слова и мелодия, но «картинки жизни», за которыми чувствуются герои музыкальных картин, автор, создавшей этот сюжет, певец, возвративший к жизни мгновения тягостного прошлого. 

Сам Владимир Высоцкий появился незримо лишь дважды: первый раз, когда на сцену вышел Никита Владимирович и прочитал одно из самых пронзительных и горьких стихотворений отца «Я бодрствую…». И второй раз благодаря Олегу Погудину. Петь Высоцкого, не значит — петь как он, хрипя на сцене так, чтобы краснело лицо и вздувались жилы на шее. Песни Высоцкого – «лакмусовая бумажка», в них видна любая фальшь, видна людская порода, они мгновенно высвечивают «того, кто не стрелял», то есть, того, кто не в нынешней системе. Как верно он сам о себе сказал: «Я в колесе – не спица». Возможно, в этом секрет правильного исполнения его песен – надо быть такой же «не спицей», как и он.

Потому-то и Олег Погудин смотрелся в череде остальных исполнителей совсем иным. 2 июня на Дворцовой площади в основном царила стилистика рока, иногда свои «пять копеек вставлял» шансон, иногда цыганщина. Погудин — это стилистика благородной интеллигентности в духе русского дворянства, это — романс с его элегичностью и мягким свечением. Романс не лишен драматизма, это не бесхребетный художественный организм, в нем есть место «Гамлету». Гамлет Погудина элегантно одет, он не рвет на себе цепи, не бьет посуду, а если «бокал» и разбивается, то его осколки никого не ранят. Но он тоже  бунтует, пусть по-своему, через упорное честное просветительство — ни у кого из ныне выступающих певцов нет такого широкого и серьезного спектра концертных программ — тематических и монографических: «Городской романс», «Элегия», «Вальс, танго, романс», «La serenata» (итальянская песня), «Je chante» (французская песня), «Песни любви», «Молитва» (религиозно-духовная тематика), «Песни великой войны», «Вертинский», «Любовь и разлука» (Песни Исаака Шварца) и » Надежды маленький оркестрик» (песни Булата Окуджавы), «Чайковский», «Пушкин. Лермонтов», «Трагический тенор эпохи»…

Весь этот обширный культурный материал подается Олегом Евгеньевичем на высоком исполнительском уровне, по законам музыкальной гармонии, в манере интеллигентной благожелательности, с любовью к зрителю. И, выходя петь Высоцкого, Олег Погудин делает ставку не на копирование внешней манеры барда, он по-своему — мягко, но страстно преподносит зрителям суть песен Высоцкого, чем и покоряет.

Песни Владимира Высоцкого — это нуклеотиды, из которых состоит наша национальная культурная ДНК. Они самые что ни на есть живые. Они составляют особый язык, который изобрел Владимир Семенович. Говорить на этом языке могут лишь равные ему. Иначе никак./Фото w.w.w.sub-cult.ru/

Кристина Французова-Януш

 

Ваш отзыв

Ваш отзыв