Концертные программы «Ленинградской музыкальной весны» в 2024 году обращаются к символам родного для фестиваля города. Проект приглашает покататься на ленинградском трамвае, в тёплый майский вечер освежиться ленинградским пломбиром, вспомнить культовое кафе «Сайгон», послушать джаз в клубе «Квадрат»… «Весна» этого года ностальгична и трогательна.
17 мая гости фестиваля смогли пообщаться с «Митьками»: творчество этой группы петербургских художников — часть поэтики города. Добродушные «Митьки» сформировали субкультуру, даже, пожалуй, философию: смотри на всё с юмором, будь по-фольклорному прост, и жизнь окажется хороша.
Специальным гостем концерта в Дубовом зале Дома композиторов стал «митёк» Виктор Тихомиров, художник, писатель, сценарист, режиссёр. Он вышел на сцену до начала программы и просто заговорил со зрителями. Завязался уютный диалог, атмосфера была найдена, зазвучала открытостью.
Маленькой «увертюрой» концерта стал номер «Лама воной фифи ку-ку» («Послание детей к природе») из мюзикла «Айболит». Музыку Натальи Лебедевой представили юные артисты Детского музыкального театра имени Виктора Резникова. Одетые в костюмы разных оттенков природной зелени, сами похожие на траву и деревья, ребята качались на ветру, сплетали руки-ветви… Много раз повторялась наивная, чуть печальная песенка с простой трезвучной мелодией на двух гармониях. Наверняка бо́льшая часть зрительного зала, невольно запомнив эту песенку, унесла её с собой.
«Митьки» в первую очередь всё-таки художники, потому в программе, конечно, должен был случиться синтез искусств. «Графика» Михаила Крутика отразила будто бы сам процесс рисования. Первая фаза пьесы казалась организованным хаосом. Несмотря на то, что ударный инструмент в ансамбле был всего один — кахон (Иван Чернобаев), в ударные превратились и скрипка с виолончелью (Михаил Крутик, Елена Григорьева). В резких бросках смычка на струны, хлопках по корпусам инструментов, жёстких аккордах, звучностях на экстремумах диапазона воплотился неистовый поток вдохновения. Казалось, на белый лист бумаги ложатся первые штрихи ещё неясного рисунка; затем художник входит во вкус, и карандаш захватнически агрессивно чёркает по бумаге. Во второй фазе рисунок приобрёл ясные очертания: ритм кахона стал регулярным, из звукового хаоса выросла череда синкоп, а затем музыка завихрилась бесконечно повторяющимися фигурами. На глазах слушателей артистами ансамбля была создана динамичная графическая работа.
Взрыв звуковой геометрии составители программы поместили рядом с нежной акварелью — вокальной миниатюрой Владиславы Малаховской «Вечер рассеянный» на стихи Виктора Тихомирова (исполнители — Владислав Новиков и Сергей Осколков). Восхищение художника, смотрящего на лирическую героиню, мучительное счастье созерцания «красоты — невыносимой вещи» — в музыке было слышно всё. Свободно лилась, порывисто вздыхала, патетически восклицала мелодия, овеваемая воздушной фактурой фортепиано. По-корсаковски сапфировая синева Ми мажора и облачно-густой Си мажор наполняли зал.
Настроение ностальгии подхватила Елена Туркина в своей четырёхручной фортепианной пьесе «Вспоминая Митьков» (рояль делили Марианна Домникова и Сергей Осколков). Простые линии этой музыки казались давно знакомыми, близкими — согревали.
Шостаковичевские «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» внесли в концертную программу изрядную долю драматизма. Болезненное юродство заглавного героя этого загадочного, мало изученного позднего цикла совершенно неблизко философии «Митьков». И всё же такой неожиданный поворот в программе можно было оправдать тем, что Шостакович, в общем-то, и сам Митёк, даже дважды — всё-таки он Дмитрий Дмитриевич. В образ Лебядкина вжились солист Мариинского театра Юрий Власов (бас) и пианист Семён Заборин.
Если первая часть концерта была построена классически — состояла из отдельных произведений, то вторая половина удивила: зрители наблюдали за живым процессом ансамблевого сотворчества. Три композитора — Елена Иготти, Михаил Крутик и Вячеслав Гайворонский сочинили несколько тем и вместе с Андреем Дикоевым, Владимиром Волковым и Николаем Рубановым импровизировали на эти темы. «Митёк» Виктор Тихомиров в процессе импровизации читал отрывки из своих произведений. Перформанс «Смыслы и домыслы» дал возможность каждому гостю Дома композиторов почувствовать себя сопричастным к творению «музыки как процесса», если выразиться словами Бориса Асафьева.
В «митьковской программе» даже нежданные несуразности смотрелись органично. Внезапная — прямо во время концерта — перестановка номеров, громкий сигнал мобильника поперёк текста ведущей — всё казалось спонтанной частью концепта. За громадными высокими окнами Дома композиторов разномастные птицы пели весенние песни, из ресторана Teplo долетали соблазнительные ароматы, в зале царила лёгкая расслабленность. Казалось, на концерте встретилась большая добрая компания, где все друг с другом знакомы.
Хорошо-то как было, ёлы-палы… — Дык!
Елена Наливаева