В экспозиции — многогранные таланты

Информационное агентство «Интерфакс» совместно с Музеем Академии художеств провело выездную пресс-конференцию, посвященную открытию масштабного выставочного проекта «Многогранный талант. П.Д. Бучкин и его современники». В ней приняли участие искусствовед, куратор выставки Елена Сапогова, доктор искусствоведения, профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова Татьяна Пластова,  заместитель директора Вологодской областной картинной галереи Ирина Балашова, директор Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея Наталья Чванова, художница и дизайнер Татьяна Бучкина. После чего журналистов пригласили вначале в Тициановский, а затем в Рафаэлевский залы.

В Тициановском — первая персональная выставка произведений Петра Дмитриевича Бучкина (1886-1965) – заслуженного деятеля искусства РСФСР, живописца, педагога, профессора ЛИЖСА им. И.Е Репина. Петр Бучкин был членом Общества им. Архипа Куинджи, членом Общества русских акварелистов, оставил после себя не только богатое наследие живописи, графики, литографии, акварели и мемуары о знаменитых современниках, но и создал свою педагогическую систему преподавания. Верный последователь  академической школы и принципов реалистического искусства, Петр Дмитриевич ратовал за мастерство, за школу, за последовательное освоение технических основ искусства. На протяжении всей жизни он писал с натуры Фёдора Шаляпина, Алексея Горького, Исаака Бродского, Валентина Серова, других своих именитых современников – некоторые портреты выставляются впервые.

          Когда речь ведёшь об изобразительном искусстве, хочется себя прервать и напомнить аксиому: лучше один раз увидеть! К чему собственно я призываю читателя. Но мне есть что сказать «по поводу», поэтому я не ставлю точку.

          Выступающие на пресс-конференции отмечали долгий путь Петра Бучкина к данной экспозиции – в стенах Академии, выпускником которой он был.

          Не знаю, что они имели ввиду, но то, что расскажу я, полагаю, вряд ли знают. Разве что Татьяна Дмитриевна Бучкина, внучка Петра Дмитриевича, дочь Дмитрия Петровича, в курсе.

В моём домашнем архиве хранятся двух видов открытки-приглашения на персональную выставку Петра Бучкина в Русском музее, которая готовилась к столетию художника, в 1986-м. В приглашениях не проставлены только дата и время вернисажа. Сорвала столь масштабное и значимое для российского и советского изобразительного искусства, да и культуры в целом, разрушительная перестройка.

На приглашениях значится иная дата – 21 января 2004 года. В этот день или вечер эти уникальные свидетельства времени подарил мне Дмитрий Бучкин.

Я, помнится, поинтересовался тогда у Дмитрия Петровича, может быть, есть смысл вернуться к этому замыслу.

          — Не могу дозвониться до Гусева, — посетовал Дмитрий Петрович.

          — Мы с Гусевым часто встречаемся на вернисажах, я могу переговорить с ним, — предложил я.

— Попробуйте!

Так и случилось. Без обиняков говорю директору Русского музея:

— Владимир Александрович, почему бы не провести выставку Петра Бучкина, скажем, в 2006-м, к 130-летию художника?

— Какие проблемы!

— Дмитрий Петрович не может до вас дозвониться. Может, дадите номер своего мобильного?

— Пожалуйста!

По прошествии какого-то времени спрашиваю Бучкина:

— Удалось договориться с Гусевым?

Мотает головой:

— Нет.

— Вы хоть дозвонились до него?

— Дозвонился.

— Ну и что?

— Мы очень мило поговорили, после чего Вовка велел мне звонить в бухгалтерию музея. Я позвонил, и мне назвали космическую сумму…

Тогда-то я понял, что в современной России единица измерения таланта денежные знаки.

В 2006-ме Дмитрий Петрович пригласил меня на персональную выставку отца — в Музее-квартире Исаака Бродского. Экспозиция получилась очень достойная, но — камерная. Конечно же, Пётр Бучкин достоин большего.

Если не ошибаюсь, с конца 1960-х в городе Углич, где прошло детство художника и которому он завещал многие свои работы, была создана художественная галерея его имени. К сожалению, не помню, в каком бывшем монастыре она была размещена. В 90-е годы галерея была упразднена, поскольку монастырь был возвращен церкви. Живописные произведения Петра Бучина перекочевали в Угличский историко-архитектурный и художественный музей, где, конечно же, они не затерялись. Но! Насколько мне известно, в решении о возвращении монастыря РПЦ был ещё один обязательный пункт – найти достойное здание для Музея Бучкина. По сей день ищут…

Я с большим уважением отношусь к настоятелю храма Архангела Михаила что в Бору игумену Рафаилу (он один из героев моей книги «Удивительные — рядом!»), но сегодня в центре Углича есть роскошная его картинная галерея – отец Рафаил в прежней мирской жизни был известным московским художником Сергеем Симаковым. Буквально через дорогу от картинной галереи располагается Музей современного авангардного и наивного искусства, в основе которого коллекция отца Рафаила. Что же касается галереи Петра Бучкина, которая могла бы стать ещё одной достопримечательностью…

К чему я клоню? Да к тому, что выставка Петра Бучкина в Академии художеств уникальна ещё и своей географией. Помимо работ из коллекций Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, семейных реликвий потомков Петра Бучкина петербуржцам и гостям города предоставлена уникальная возможность не только познакомиться с незаслуженно подзабытым «последним передвижником» (так отца называет Дмитрий Петрович Бучкин), но и увидеть его произведения, хранящиеся в Угличском историко-архитектурном и художественном музее и в Вологодской областной картинной галерее.

Не умаляя заслуг всех причастных к организации выставки, как я понимаю, за нынешнюю выставку в Академии художеств, как и за выставку в музее-квартире Исаака Бродского, мы прежде всего должны быть благодарны Татьяне Бучкиной.

В экспозиции в Рафаэлевском зале представлены произведения  художников — реалистов  начала ХХ века из собрания живописного Фонда Валерия Пустарнакова. Тематические картины, портреты, натюрморты, пейзажи, представленные в проекте, дадут четкое представление о времени, устремлениях и творческих поисках более 80-ти мастеров. Темпераментные, фактурные произведения рассказывают о любви к родной земле, трудовых буднях, о простых житейских радостях, важных исторических событиях.  Участников выставки объединяют не только мастерское исполнение и высокий уровень письма, но и то, что все эти авторы смогли выработать собственный, узнаваемый художественный стиль, смогли привнести что-то новое в искусство реализма.

Сейчас, когда музеями и художественными галереями страны выполнен-перевыполнен план по кубическому валу и безумной абстракции, выставка реалистической, мáстерской, академической живописи в Петербургской академии художеств для понимающих в изобразительном искусстве – как глоток свежего воздуха!

Владимир Желтов, фото автора

Ваш отзыв

Ваш отзыв