В Дягилевском центре — «Бес балета»!

В день рождения Сергея Дягилева, 31 марта, в Музее современного искусства его имени (набережная Лейтенанта Шмидта, 11 —  Санкт-Петербургский Государственный университет) «при огромном стеченье народа» (цитата из Владимира Высоцкого) открылась необычная фотографическая выставка со странным, на первый взгляд, IMG_7456 названием: «Бес балета»/ «Без балета». Искусствовед Дмитрий Пиликин в «предисловии» к выставке писал: «В начале своей деятельности Дягилев относился к балету пренебрежительно, оценивая его с иронией: «…смотреть балет с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — все равно никакого содержания и смысла в нем нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности». Однако, впоследствии именно балетные спектакли «Русских сезонов» сделали европейским звездами российских художников, входивших в «Мир искусства»: Бенуа, Бакста, Головина, Рериха, Гончарову и IMG_7454Ларионова. Балет, как квинтэссенция сверхвозможностей пластики человеческого тела, естественно, интересовал фотографов как отдельное явление чуть ли не со времен изобретения фотографии. Однако, за многие годы фотосъемок этот интерес успел превратиться в отдельный (и довольно неповоротливый) академический жанр «балетное фото». Что и делает возможным для современных художников наблюдать этот окостеневший жанр и трактовать его по своему, с юмором. Тем самым креативным юмором, который и завещал нам великий маэстро Дягилев. Именно поэтому, к очередному дню рождения русского гения мы делаем выставку, которая относится к балету с любовью, но и с ироничной рефлексией от лица художественного цеха.              В экспозиции – работы выдающихся фотохудожников: Владимира Брылякова, Алексея Кривцова, Григория Майофиса и Андрея Чежина.

Корреспондент «ДСП» пообщался с создателем и директором Дягилевского центра и Музея современного искусства имени С.П. Дягилева Санкт-Петербургского университета профессором Татьяной Юрьевой и одним из авторов — Андреем Чежиным, ему принадлежат и IMG_7461инициатива  и концепция выставки.

Татьяна Юрьева: «Выставку «Бес балета…» я считаю самым лучшим посвящением Сергею Павловичу Дягилеву. К его дню рождения. 144 года – не круглая дата, но мы каждый год к 31 марта стараемся сделать что-то необычное. Название очень точное, передающее суть фотографий… Сказала: «фотографий» и подумала: не принижает ли этот технический термин высокий художественный уровень работ, каждая из которых — произведение искусства? Каждый художник в своих высказываниях настолько проявил свое «я», что это кажется невероятным. Интересно еще вот что. У всех снимков – серебряный тон. Случайное — неслучайное совпадение с Серебряным веком? Поразил меня и вернисаж. Зал у нас небольшой по площади, и я впервые поняла, что значит «яблоку негде упасть». Сергей Павлович порадовался бы такому подарку!..

Андрей Чежин: «Я не балетоман, я — постмодернист. Я – концептуалист, человек, для которого на первом месте всегда идея. Фотографирую я все, что шевелится и не шевелится. Мне неважно что снимать, важно — как, зачем и почему. Я люблю фотографию, музыку, кинематограф, чтение — балет не люблю, ну и что? Не всегда высказывание получается от большой любви. Но в искусстве нет ничего случайного. Не случайно на глаза мне попались декоративные фигурки балерин, которые удалось сфотографировать так, что на вернисаже люди спрашивали: в каком театре я снимал, какой приме принадлежат те или иные ножки? Со временем снимки на «незаданную тему» сами объединилось в некую историю.

IMG_7458IMG_7462IMG_7459Идея и название – давние, 2007 года, но я изначально понимал: выставку одному не поднять – может получиться скучно, нужно привлечь еще кого-то из фотохудожников. Так появились Гриша Майофис Володя Брыляков, Алеша Кривцов. По сути, все представленные на выставке авторы, формально используя понятие «балет», в своих произведениях создают собственный фотографический мир, который менее всего ассоциируется с классическим восприятием этого вида искусства. Здесь скорее «игра в игру игры». Бес – буквально означает «существо без тела». Но «бес» на слух может восприниматься и как «без», что в данном случае правильнее. Потому что балета здесь нет. Есть игра. А мой вопрос: «Любите ли вы балет, как не люблю его я?» – провокация зрителей к этой игре…

         Вставка «Бес балета…» – сама по себе законченное произведение искусства, которое не должно прекратить свое существование с окончанием экспозиционного срока. Что дальше? Ответ на этот вопрос я получил самым мистическим образом. Пока мы общались с Татьяной Семеновной, у Чежина зазвонил мобильник, и Андрей Сергеевич отошел в сторонку. Позже он мне объяснил: «Из Берлина звонил человек – он был на вернисаже, так что уже поступило предложение…  

кстати…  

Музей современных искусств им. С.П.Дягилева СПбГУ создан в 2008 году на Факультете филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, благодаря инициативе профессора Татьяны Юрьевой на базе ее личной коллекции, а также коллекции Центра искусств имени С.П. Дягилева, созданного ею в 1990 году. В 1999 году Центр пода­рил свою уникальную коллекцию Санкт-Петербургскому университету.  Дягилевский центр искусств организовал более 100 выставок современного петербургского искусства на различных площадках города — в Музее истории Санкт-Петербурга, в Музее театрального искусства, в Музее Академии художеств, в Манеже. А также — в Гамбурге, в Нью-Йорке, в Париже. На них были представлены работы таких художников как Анатолий Заславский, Феликс Волосенков, Анатолий Васильев, Евгений Орлов, Олег Яхнин, Наталья Цехомская, Александр Герасимов, Завен Аршакуни, Нина Казимова, Михаил Карасик, Валерий Мишин, Левон Лазарев и др.  Среди самых известных проектов Музея — Балтийская биеннале. /Владимир Желтов Фото Дмитрия Пиликина/

 

 

Ваш отзыв

Ваш отзыв