Шереметевский дворец. Музыкальные традиции дома на Фонтанке

Нынешние обитатели Фонтанного дома графов Шереметевых, усадьбы XVIII века в центре Петербурга – уникальные экспонаты одной из крупнейших в мире коллекций музыкальных инструментов, ко-торую хранит Музей, – становятся главными действующими лицами Шереметевского дворца. Современные мультимедийные методы экспонирования выводят инструменты на авансцену и позволяют им звучать. В 2019 году были открыт флагманский раздел экспози-ции «Инструменты симфонического оркестра». 20 февраля 2020 года в 16.00 Музей пред-ставляет три новых зала постоянной экспозиции и три ярких сюжета: «Музыкальный салон графов Шереметевых», «Древняя Греция в представлении XIX века», «Париж-ский кабинет Александра Глазунова».

Музыкальный салон графов Шереметевых расположился в Желтой гостиной парадной анфилады дворцовых залов: именно здесь в первой половине XIX века в домашних концер-тах выступали Ференц лист и Гектор Берлиоз, выдающиеся певцы Полина Виардо, Генриетта Зонтаг и Джованни Баттиста Рубини, пианисты Сигизмунд Тальберг и Теодор Дёлер, петер-бургские композиторы Михаил Виельгорский, Алексей Львов и Михаил Глинка. Душой му-зыкальных собраний Фонтанного дома была Анна Сергеевна Шереметева (1811-1849), пер-вая жена Дмитрия Николаевича Шереметева, талантливая певица и пианистка.

Древняя Греция в представлении XIX века – это мир идеальных образов, в котором только начинали формироваться представления о различиях в искусстве этрусков, греков и римлян. Определения «этрусский», «греческий», «помпейский» (помпеянский) были синони-мами. Так в Фонтанном доме в 1837-38 годах появилась Этрусская гостиная, отделанная ар-хитектором И. Д. Корсини в «помпейском» стиле с фресковой росписью стен и Помпеянским мебельным гарнитуром.

В оригинальном интерьере органично разместилась коллекция музыкальных инструментов Древней Греции и Древнего Рима, реконструированных в конце XIX века под руководством Виктора Маийона группой бельгийских мастеров и подаренных барону К. К. Штакельбергу для Императорского музея музыкальных инструментов. Экспозиция с авлосами, лирами, ки-фарами, рогами и букцинами, сконструированными в позапрошлом столетии, сопровожда-ется аудиозаписями XXI века, которые воссоздают звучание античных инструментов в соот-ветствии с представлениями современной науки и исполнительской практики.

Парижский кабинет Александра Глазунова реконструирован в приближении к сохранив-шимся фотографиям. Прославленный композитор, педагог, ректор Ленинградской консерва-тории уехал из СССР в 1928 году. Обстановка и архив его парижской квартиры, бережно со-храненные приемной дочерью Еленой Глазуновой, были переданы в дар Музею театрального и музыкального искусства в 2003 году. И вот теперь, наконец, подлинная мебель, кабинет-ный рояль, афиши и программы концертных выступлений композитора и его дочери, редкие рисунки, рукописи и документы воссоздают кабинет Александра Глазунова, каким он был при жизни композитора.

Открытие новых залов постоянной экспозиции Музея музыки в Шереметевском двореце для широкой публики состоится 21 февраля в часы работы Музея. /По материалам пресс-службы Музея театрального и музыкального искусства. 07.02.2020/

Ваш отзыв

Ваш отзыв