С Рождества до Крещенского сочельника — Президентская библиотека про святки

С Рождества до Крещенского сочельника в России наступает самый загадочный, таинственный и волшебный период – святки. Президентская библиотека предлагает ознакомиться на своём портале со старинными святочными играми, песнями и гаданиями.

«В какое время появились святки в России? – Откуда они пришли к нам? – Об этом нет никаких исторических сведений» – пишет этнограф Александр Терещенко в книге «Быт русского народа» (1848), созданной на основании материалов, в первую очередь, его родной Полтавской губернии. В книге можно найти уникальные описания святочного периода на Руси.

Популярная старинная святочная игра называлась «золото хоронить». Суть игры заключалась в том, чтобы быстро и незаметно передавать кольцо друг другу, чтобы та, кто его ищет, не смогла догадаться, где оно. Так кольцо могло долго «гулять» по кругу. Если искавшая золото его находила, она уступала своё место той, у которой кольцо было найдено.

Не меньшей популярностью пользовалась игра в «подушечку». Одна из девушек брала картуз, надев его на голову, пела: «Кого люблю, кого люблю, / Того поцелую; / Пуховою подушечкой того подарую». После этого девушка надевала картуз на того, на кого хотела, и сопровождала это поцелуем.

Самый важный из святочных вечеров на Руси – Васильев вечер. Во время гадания на большой белый платок клали кусок хлеба и несколько кусочков угля. Желания загадывали на перстни, запонки, серьги и другие предметы. «Загаданные» вещи клали под платок, затем пели «Славу!» хлебу, ломали его и уголь на мелкие кусочки, делили между собой и заворачивали в рукав рубашки, в которой должны были лечь спать. По преданию, что приснится, то и должно случиться.

Способов гадания было много. Например, ауканье. Девушка тихо выходила ночью из комнаты, чтобы дверь не скрипнула, и аукала: в какой стороне отзовётся «ау», в той стороне выдадут девицу замуж. Раздавшееся скоро «ау» означает, что скоро свершится; протяжно или медленно – встретится препятствие. Когда на «ау» никто не отзовётся, тогда ничего из загаданного не исполнится.

Гадание на суженого – одно из самых старых на Руси. Девушка в полночь садилась одна в пустой комнате перед зеркалом и зажигала свечу. Стол застилала скатертью и ставила один прибор для себя, а другой для суженого, который должен прийти к ней на ужин. Гадание девушка сопровождала словами: «Покажись мне в зеркале, мой милый; покажись!». Некоторые девицы выходили на перекрёсток, наводили зеркало на месяц со словами: «Суженый, ряженый, покажись мне в зеркале».

В сборник историка и фольклориста Александра Можаровского «Святочные песни, игры, гадания и очерки Казанской губернии» (1873) вошли материалы, которые автор собирал «под диктовку девиц среднего сословия», проживающих в Казани и сёлах Свияжского уезда.

В этом же издании говорится о том, что неотъемлемой частью святочного периода являлись богато накрытые столы. Люди заранее запасались всякими закусками: «кто брал копчёную колбасу, кто паюсную икру, кто селёдку». Покупали всевозможнейшие виды десерта: «Орехов одних только чуть ли не всех пород, пряников накупят и беленьких, и красненьких, и кругленьких, и долгеньких, и сытных, как бурлацкая каша, и лёгких, как воздушный шар». По мнению Александра Терещенко: «Русское житьё-бытьё нигде не просвечивается так ясно, как на святках. Там всё радуется и все забывают своё горе».

/По материалам пресс-служба Президентской библиотеки/

Ваш отзыв

Ваш отзыв