Русский музей – Печоры

В городе Печоры (Псковская область) 28 августа 2023 года состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Государственным Русским музеем и Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем. Соглашение о создании культурно-просветительского и выставочного центра «Русский музей — Печоры» подписано Генеральным директором Русского музея Аллой Юрьевной Маниловой и Игуменом Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря митрополитом Тихоном (Георгием Александровичем Шевкуновым).

Первым проектом нового центра «Русский музей — Печоры» стала экспозиция «Коллекция архимандрита Алипия. К 550-летию Псково-Печорского монастыря». На ней представлены 22 произведения искусства XVIII-ХХ веков из числа переданных в дар Русскому музею настоятелем Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием (в миру Иваном Михайловичем Вороновым) с 1959 по 1975 год. Среди них работы Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Владимира Маковского, Бориса Кустодиева и других выдающихся мастеров искусства. Экспозицию дополнили произведения из коллекции Псковского музея-заповедника.

Генеральный директор Русского музея Алла Манилова:

«Русский музей имеет богатейший опыт подготовки и реализации выставочных и культурно-просветительских проектов, в течение многих лет занимает лидирующие позиции в сфере создания виртуальных филиалов в регионах Российской Федерации. Наше сотрудничество затронет сразу несколько ключевых направлений: проведение художественных выставок выдающихся произведений из собрания Русского музея, просветительские программы для детей, студентов, участников СВО и их семей, инклюзивные проекты. Специальные программы будут посвящены иконописи, вопросам реставрации темперной живописи, истории создания предметов церковного декоративно-прикладного искусства. Создание выставочного центра «Русский музей – Печоры» обеспечит широкий доступ посетителей, жителей города Печоры и Псковской области, паломников и туристов к выдающимся памятникам русской культуры и искусства из собрания Русского музея».В целях расширения масштаба проекта в здании Картинной галереи архимандрита Алипия (Воронова) Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря будет организована работа информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал».

Архимандрит Алипий внес значительный вклад в русскую культуру и историю. Для Русской Православной Церкви он – подвижник, трудами которого возродилась древняя обитель. Не менее важна роль отца Алипия как собирателя уникальной коллекции живописи и графики, которая пополнила фонды ведущих музеев страны. В 1974 году отец Алипий решил передать в дар Русскому музею около 50 произведений русской части своего собрания.

Из числа поступивших в составе дара отца Алипия больших полотен прославленного мариниста Ивана Айвазовского на выставке можно будет увидеть картины «Утро на морском берегу. Судак» (1850-е) и «Корабли в бурном море. Восход солнца» (1871). Они дополнили обширную коллекцию произведений Айвазовского в Русском музее. Самое значимое место в коллекции отца Алипия занимают представленные на экспозиции произведения Василия Поленова. Поступление в Русский музей живописных эскизов и двух законченных полотен – «Мечты (На горе)» (вторая половина 1890-х — 1900-е) и «Возвратился в Галилею в силе духа» (1890 – 1900-е) – значительно обогатило музейное собрание произведений, относящихся к живописному циклу «Из жизни Христа», над которым художник работал в течение 1890 – 1900-х годов.

Благодаря дару отца Алипия в коллекцию Русского музея вошли и произведения авторов, чьи имена почти неизвестны, и изучение их наследия имеет особое значение для истории русского искусства. Это, например, Митрофан Верещагин, представитель династии пермских иконописцев и живописцев («Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни» (1870).

На выставке можно увидеть и другие шедевры из коллекции отца Алипия: «Приезд боярина в монастырь» (1912) Ивана Горюшкина-Сорокопудова, «Ростов Великий» (1920) Петра Петровичева, «Боярышня» (1888) Николая Неврева, «Серый день» (1917) Витольда Бялыницкого-Бируля, «Летний день» (1923) Бориса Кустодиева – все они отражают не только профессиональный интерес, широту кругозора, но и глубинное единение самого собирателя с русской культурой. Также представлены несколько портретов работы неизвестных мастеров: «Портрет Екатерины II»(1790-е)– погрудная копия портрета, исполненного австрийским живописцем Иоганном Баптистом Лампи Старшим, и «Портрет великой княгини Марии Федоровны»(последняя четверть XVIII в.) – фрагментарная копия с оригинала шведского художника Александра Рослина.  К числу произведений так называемого «наивного реализма» относится «Портрет мальчика с копьем» неизвестного художника первой половины XIX века.

Возвращение произведений в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в рамках выставочного проекта, посвященного 550-летию обители, — дань уважения и признательности многолетнему подвижническому труду архимандрита Алипия, настоятеля Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, вошедшего в историю.
/По материалам пресс-служба ГРМ/

Ваш отзыв

Ваш отзыв