Реставрация картин искалеченных, но живых. Таганрог — Петербург

Картины, осыпанные осколками и дыры на холстах увидели журналисты в Русском музее, и людей, которые картины спасли после трагедии в Таганроге.

Люди, которые в момент непонятности взяли билеты в Таганрог, чтобы помочь коллегам

Сотрудники Русского музея, помогли коллегам из Таганрога, где произошла трагедия — попадание вражеского снаряда в картины, которые они много лет лелеяли и холили.

Вслед за людьми из Русского музея отправился реанимобиль, единственный в России передвижной реставрационный пункт помощи пострадавшим произведениям искусств. Это напоминало поле боя и военно-полевой госпиталь, где спасают раненых в бою.

И через несколько дней в Русском музее увидели картины и сияющие на их холстах дыры. увидели картины, искалеченные, но живые.

Газпром взял на себя финансирование работ. Эти работы участникам программы Газпрома «Друзья Петербурга» — будущим реставраторам дал опыт в реальных мастер классах, посвященных методам восстановлению масляной живописи и скульптуры от ведущих специалистов Русского музея.

После многочисленных консультаций было принято решение не просто ликвидировать последствия попадания снаряда, а провести полноценную реставрацию картин.

После 9 месяцев, и в Русском музее увидели результаты работ специалистов. В какой то момент показалось, что в прибывших на презентацию труды реставраторов, музейщики Таганрога не узнали свои полотна — яркие краски, практически незаметные повреждения.

«Благословение Ребекки» Г. Шопен
до реставрации

Полотно «Благословение Ребекки» Г. Шопена значительно пострадало от попадания большого числа различных осколков на лицевую сторону картины. В результате основа произведения оказалась разорвана в горизонтальном направлении. Кроме разветвлённого прорыва, проходящего в верхней части от левого до правого края, картина получила несколько более мелких разрывов. Из-за большой скорости осколков при соприкосновении с полотном шесть мелких фрагментов холста были буквально вырваны и утрачены. Красочный слой и грунт получили огромное количество ссадин, царапин и утрат, живопись покрылась слоём цементной и стеклянной пыли.

«Благословение Ребекки» Г. Шопен
после реставрации

Первостепенная задача реставрации была связана с восстановлением целостности холста. Края разрывов были соединены, деформации и вытянутости устранены, выполнена склейка нитей прорывов методом встык. Затем в места вырванных фрагментов основы были вставлены кусочки холста, выкроенные по конфигурациям утрат. Донорский холст для вставок брался с авторской кромки и имел слой авторского грунта абсолютно родственный основной поверхности произведения. Живописный слой и грунт были укреплены традиционным методом, основа для усиления дублирована на новый холст.

Картина «Маки» значительно пострадала от удара плоского постороннего предмета во время террористической атаки и разрушения здания. По нижнему краю произошёл срыв авторского холста с планки подрамника, из-за чего на поверхности живописи образовались линейные утраты. Холст получил сильнейшую деформацию в виде вытянутости, на кромке образовались разрывы от гвоздей, фиксирующих край. Возникло общее провисание холста. Связь живописи с грунтом и основой в процессе бытования произведения ослабла, появились группы многочисленных мелких утрат. От удара постороннего предмета по холсту и от воздействия ударной волны, ослабленные мелкие фрагменты живописи буквально были выбиты из авторского слоя и, к сожалению, утрачены навсегда.

В процессе реставрации проведён полный комплекс консервации, живопись укреплена, устранены деформации. Основа дублирована на новый холст. После удаления плотных въевшихся загрязнений живопись приобрела оригинальное авторское звучание.

Еще около месяца картины пробудут в Мраморном дворце, после чего им предстоит обратный путь домой, где они будут выставлены в историческом здании Таганрогского музея. Здание, в которое попал снаряд, имеет значительные повреждения, его восстановят не ранее 2026 года.

/По материалам Татьяны Бушмановой

https://newreportage.ru/

Ваш отзыв

Ваш отзыв