Пейзажи «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» на рубеже XVIII–XIX столетий известный художник Семен Щедрин создал как единое произведение.
На левой части полотна изображен Павловский дворец на высоком берегу Славянки, но сама река не видна; на правой — Мариентальский пруд с лестницей, ведущей к деревянному павильону Трельяж, правее которого виден двухэтажный дворец графа И. П. Кутайсова (редкое изображение этого памятника). В левой части угадывается здание дворцовой оранжереи. Центр пейзажа скрыт большим деревом: именно оно разбивает полотно на две самостоятельные композиции, что, возможно, и спровоцировало впоследствии деление картины надвое.
Изначально эта картина, а также еще три больших пейзажных панно — вид Гатчинского дворца и два изображения Петергофских фонтанов — были заказаны Павлом I для украшения Большого зала Михайловского замка. Одновременно аналогичный заказ получил еще один известный пейзажист того времени — Андрей Мартынов, который написал для Михайловского замка шесть больших композиций с видами Павловска. После трагической гибели императора эти десять картин покинули Михайловский замок и были перемещены в Академию художеств. Затем, в царствование Николая I их перевезли в Гатчинский дворец, где они находились до Великой Отечественной войны.
Скорее всего, разделение картины кисти Семена Щедрина с павловскими видами на две композиции произошло в период ее бытования в Гатчинском дворце во время правления Николая I.
В музей-заповедник «Павловск» оба пейзажа поступили в 1956 году из Центрального хранилища музейных фондов. Картины несколько раз реставрировались, в том числе, и в 2010-м году перед выставкой «Императорский Павловск. Художественные коллекции» в Перми. Тогда же оба холста были вновь соединены в единую первоначальную композицию путем монтажа в общую багетную раму. После возвращения из Перми была еще раз проведена реставрация «Вида на Павловский дворец» с заменой подрамника по аналогу к парному пейзажу «Вид на Мариентальский пруд».
Пейзажи экспонировались в Малиновом кабинете Павловского дворца, а в октябре 2022 года картины переместили в фонд, так как состояние их сохранности ухудшилось, особенно «Вида на Павловский дворец». У этого полотна по всей поверхности наблюдаются небольшие вздутия поверхности, что свидетельствует о локальной раздублировке основы.
На сегодняшний день обеим картинам необходима комплексная реставрация, а также изготовление по индивидуальному проекту новой общей золоченой рамы. Эти работы до конца 2024 года выполнит Художественно-реставрационная группа «АРТСТУДИЯ», и посетители снова смогут увидеть уникальные пейзажи С. Щедрина.
/По материалам Музей-заповедник «Павловск», пресс-секретаря Кузнецовой Елены Васильевны, и сайта https://pavlovskmuseum.ru//