Расставание с «Касаткой»

Спектакль Молодёжного театра на Фонтанке «Касатка» Алексея Толстого в постановке художественного руководителя Семёна Спивака снимается с репертуара.

Премьера «Касатки» состоялась 20 февраля 1999 года. С годами, конечно, что-то менялось, вносились коррективы. Тем более, что спектакль перенесён на Большую сцену, открытую в 2010 году. Но в целом сохранилось то основное, что было заложено изначально. В том числе, практически не изменился актёрский состав.

Браться за малоизвестную пьесу, не имеющею богатой сценической истории, было рискованно. Тем не менее, «Касатка» полюбилась зрителям, о чём свидетельствует стабильная посещаемость спектакля. В первом же сезоне постановка, по утверждениям многих театральных критиков, стала лидером рейтинга петербургских драматических премьер. А проанонсированные последние спектакли вызвали такой спрос у публики, что даже была организована онлайн-трансляция.

Произведение, написанное в 1916 году, было одним из любимых у автора, утверждавшего, что ранее ни одна пьеса не писалась им так легко и весело. Алексей Николаевич следил за её театральным воплощением и даже сам участвовал в некоторых постановках. В частности, в 1922 году в спектакле Рижского театра русской драмы (ныне – Рижский русский театр имени Михаила Чехова) он не только играл роль Абрама Желтухина (одного из самых ярких персонажей), но даже пел специально написанный по этому случаю «Романс Желтухина».

Что же касается постановки Спивака, то она определена как комедия о любви. Кстати, так же назывался однотомник пьес Алексея Толстого. В многочисленных комических переплетениях судеб персонажей главенствует любовь. Бывшая эстрадная певица Марья Косарева с псевдонимом Касатка (Наталья Суркова) находит счастье со своим давним воздыхателем Ильёй Быковым (Александр Строев). Чуть было не выданная замуж не по любви наивная деревенская девушка Раиса (Зоя Буряк) становится возлюбленной князя Анатолия Бельского (Михаил Черняк). Возможно, между вдовьей помещицей Варварой Долговой (Татьяна Григорьева), в доме которой и разворачиваются события, и неунывающим Абрамом Желтухиным (Сергей Барковский), которому было любезно предложно жить в уютном деревенском имении, тоже может сложиться семейный союз. Таким образом, при всей иллюзорности происходящего, торжествует хеппи-энд.

Обновление репертуара – естественный процесс в театре. Нужно отдать должное «Касатке», что в течение двух десятилетий радовала и вдохновляла, тревожила и смешила, одухотворяла и воспитывала публику.

Константин Глушенков

фото из архива театра

Ваш отзыв

Ваш отзыв