Прогулка по восточному крылу арки Главного штаба

Фото. Владимира Желтова

Арка Главного штаба открыла кирпичные своды таинственных чердаков c деревянными балками для туристов. Представители СМИ, для которых был организован пресс-тур , приуроченный ко дню рождения Б. Б. Пиотровского, академика, выдающегося археолога и востоковеда, возглавлявшего музей с 1964 по 1990 годы, увидели выставочные и служебные помещения арки Главного штаба одними из первых посетителей Эрмитажа.

Фото. Владимира Желтова

Именно Борис Борисович создал стратегию развития Эрмитажа как универсального музея истории мировой культуры. По его инициативе в 1988 году Восточное крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу в рамках программы «Большой Эрмитаж», одна из целей которой — превращение Дворцовой площади в активное музейное пространство.

Фото. Владимира Желтова

Участники пресс-тура, прошли по маршруту, который был запущен на днях, с открытием выставки «Эрмитаж в Главном штабе. 20 лет выставочной деятельности». Они увидели пространство, похожих на которое в музее не было. Представители СМИ прошли по чердаку внутри арки Главного штаба примерно под часами, в дальней части знаменитого архитектурного сооружения, если смотреть на него с Дворцовой площади. Эта половина арки принадлежит музею.

Главный штаб был построен 1819 — 1829 годах по проекту архитектора Карла Ивановича Росси. Это здание сформировало современный ансамбль Дворцовой площади, объединив уже существовавшие здесь постройки в единый комплекс.

Фото. Владимира Желтова

Реконструкция здания Главного штаба, его Восточного крыла, и приспособления памятника под музейные функции, началась в 1988 году. Сердцем уникального музейного пространства стала Новая большая анфилада, состоящая из крытых атриумов и выставочных залов. Пять внутренних дворов были объединены и накрыты стеклянным куполом со световыми колодцами — отражателями, а парадная лестница, берущая начало в самом большом атриуме, стала самостоятельным публичным пространством, где теперь проводятся фестивали, выставки, концерты, которые могут посетить горожане и гости Петербурга.

Фото. Владимира Желтова

Осуществление такого масштабного проекта стало возможным при решении вопросов финансирования. Помог Всемирный банк, который возглавлял Тим Вулфонсон, бизнесмен и коллекционер, никогда не финансировавший подобные проекты, ведущий свой бизнес с проектами, приносящими доход. После встречи с президентом России было принято решение выдать под строительство огромный кредит, который состоял из равных долей со стороны банка и со стороны правительства страны. Это стало международными обязательствами России, которые волей-неволей приходилось выполнять. Денег все равно оказалось мало и была введена поэтапная сдача объектов. Кроме того, рассказывая представителя СМИ об этом этапе строительства, Михаил Пиотровский отметил, что со стороны Эрмитажа необходимой стратегией того времени со строительными и подрядными организациями было обязательное оперативное осуществление задуманного до того момента, пока они не банкротились или их не закрывали за бюджетные нарушения и растраты.

Фото. Владимира Желтова.

На сегодняшний день Главный штаб является активно действующей лабораторий нового музейного дела. «Главный штаб — часть той энциклопедии, которой является Эрмитаж, и внутри неё тоже особая энциклопедия музейного дела»: рассказывает Михаил Пиотровский, чье обращение представлено на выставке в видеоформате.

Фото. Владимира Желтова

В ходе визита журналисты познакомились с экспозициями Восточного крыла, куда входят также обновленная Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, Залы памяти Карла Фаберже и Музей Российской гвардии. У Эрмитажа появилось пространство, открытое на Дворцовую площадь, куда можно войти гуляющим там и отдохнуть в кафе, попить кофе или переждать дождь. Для посещения кафе не нужны билеты в Эрмитаж. А если билеты есть, то походив по залам. в кафе можно отдохнуть и продолжить знакомство с Эрмитажем.

Фото Владимира Желтова

Экспозиция Восточного крыла пока формируется и не имеет названия.

По мнению директора государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского, пусть это название «Восточное крыло» останется за ней. Если смотреть на макет здания , оно похоже на птицу, устремленную к ангелу на шпиле Петропавловской крепости.

/По материалам пресс-службы Государственного Эрмитажа и информационной поддержке Татьяны Бушмановой /

Ваш отзыв

Ваш отзыв