Премьера оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама»

Пресс-конференция Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина, посвященная премьере оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» состоялась 23 июня в отеле «Lotte Hotel St.Petersburg» (зал «Шарлотта»).

В пресс-конференции приняли участие:

·       Фабио Мастранджело – художественный руководитель Музыкального театра им.Ф.И.Шаляпина;

·        Юлия Стрижак – директор Музыкального театра им.Ф.И.Шаляпина;

·       Илья Архипов – режиссер-постановщик спектакля;

·      Виталий Серебряков – солист театра «Геликон-Опера», исполнитель роли Германа;

·       Елизавета Михайлова – солистка Музыкального театра им.Ф.И. Шаляпина, исполнительница роли Лизы.

К двум юбилейными датам — 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 135-летию премьеры Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина представляет оперу «Пиковая дама» в постановке режиссёра Ильи Архипова. Премьера состоится 27 июня на сцене Эрмитажного театра. «Три карты. Три судьбы. Один Петербург — как зеркало тьмы». «Пиковая дама» — вершина оперного наследия Петра Ильича Чайковского. Вдохновлённый сюжетом повести Пушкина, композитор завершил партитуру всего за 44 дня — с января по февраль 1890 года, находясь в итальянской Флоренции.
На пресс- конференции Фабио Мастранджело  удивился в слух, как композитор написал столько нот. На неожиданнай вопрос журналиство, а сколько нет он написал Чайковский, Фабио не смог ответить, как не смог ответить и искусственный интеллект, который частно ответил : «Не знаю…» 
Письма композитора из этого времени полны волнения и творческой одержимости: он называл «Пиковую даму» одним из своих самых
глубоких и зрелых произведений.
Либретто принадлежит брату композитора, Модесту Ильичу Чайковскому, который значительно переработал пушкинскую повесть, усилив любовную линию, углубив психологизм и превратив краткую новеллу в полноценную трагедию. Вместо легкой иронии Пушкина в опере звучит трагическое пророчество: здесь Герман — не просто игрок, а человек, идущий по пути саморазрушения под властью демонов собственной одержимости. Чайковский писал, что хотел создать оперу, «в которой будет не только драматизм, но и истинная музыка, страсть и душа». В результате родилось произведение, где страсти не уступают по накалу шекспировским.
Новая постановка от Ильи Архипова стала переосмыслением классического текста через призму современного театрального языка и визуальной метафоры: «Наша «Пиковая дама» предстанет как философская притча о природе страсти, границах разума и метафизике судьбы.
Конец оперы и произведения А. Пушкина решается по-разному. На пресс-конференции на вопрос, какой конец, ближе, исполнители главных ролей ответили по — разному. «Герману» ближе вариант А.С. Пушкина, а «Лизе» —  ближе современная трактовка. У зрителей есть возможность самому ответить на это вопрос. 
 
Команда спектакля выстраивает спектакль как сложный театральный организм, в котором музыкальная партитура, визуальные образы, пластика и свет работают как элементы единого целого. Особое внимание уделено образу Петербурга — городу, который обретаетчерты самостоятельного художественного персонажа.
Новая постановка от Ильи Архипова станет переосмыслением классического
текста через призму современного театрального языка и визуальной метафоры:
«Пиковая дама» предстанет как философская притча о природе страсти, границах разума и метафизике судьбы. Спектакль выстраивается как сложный театральный организм, в котором музыкальная партитура, визуальные образы, пластика и свет работают как элементы
единого целого. Особое внимание уделено образу Петербурга — городу, который обретает черты самостоятельного художественного персонажа. Музыка Чайковского, насыщенная внутренним напряжением и резкими контрастами, трактуется с особой тщательностью:
как художественное средство, раскрывающее невидимое — движение души, неразрешимость конфликта, предчувствие гибели.

Костюмы создают выразительный визуальный код спектакля, символический язык, раскрывающий архетипы персонажей. Графиня предстает как реликт прошлого. Герман человек меж двух миров, белая ворона, чья одержимость ведёт к утрате личности. Лиза воплощение светлого, но обречённого начала. Всё в этом спектакле — от деталей костюма до световой партитуры работает на формирование сложного художественного пространства. Кульминацией спектакля становится сцена в игорном доме.
Герман оказывается в золотой клетке, заключённый в своих пороках, безумии и иллюзиях. Последний выстрел мистический жест, финальный аккорд духовной драмы.

Фабио Мастранджело, музыкальный руководитель говорит о спектакли:  «Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама», на мой взгляд, является вершиной оперного творчества композитора. Настоящий шедевр! Произведение отличается максимально точным воспроизведением глубоких психологических портретов главных героев посредством музыкального языка. Композитору удалось настолько близко совместить музыкальную и литературную части опер, что представить их друг без друга уже не кажется возможным. «Пиковая дама» — опера вне времени, зеркало, в котором каждый может увидеть свои страхи и стремления».

В «Пиковой даме» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина классика
русской оперной сцены находит новое звучание — не нарушая музыкальной
ткани Чайковского, постановка позволяет увидеть это произведение сквозь
призму современного художественного мышления, обращённого к вопросам
свободы, вины и предопределения.
Откройте тайну трёх карт 27 июня в 19:00 в Эрмитажном театре.

 

Ваш отзыв

Ваш отзыв