По Дороге жизни к Дороге Победы

Программа однодневного автобусного инфо-пресстура «Военно-
патриотический туризм в Ленинградской области» «Дорога Победы»,
организованного ГБУ Ленинградской области «Информационно-
туристский центр», включала в себя посещение мемориальных
объектов двух районов Всеволожского и Кировского. Во
Всеволожском – это комплекс интерактивного музейно-выставочного
пространства «Дом Ладоги» (пос. им. Морозова) и музей «Дорога
Победы» на железнодорожной станции Петрокрепость. В Кировском —
музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда» и экспозиция
«Танковая площадка» (дер. Марьино), воссоздаваемый военный
госпиталь (д. Дусьево) и деревня Кобона.
Программа оказалась чрезвычайно насыщенной. Рассказать
подробно обо всех объектах в одном небольшом очерке нереально.
Поэтому остановлюсь буквально на менее известных.
Дусьево. В этой небольшой деревеньке, что в 80 километрах от
Петербурга по Мурманскому шоссе, при повороте на Кобону,
кажется, с незапамятных времён (на самом деле с 1973 года)
существует мемориальный комплекс «Героям Ладоги», включающий
в себя памятник «Легендарная полуторка» и мемориальный знак
«Неизвестному шоферу». Однако во время битвы за Ленинград в
Дусьево было множество госпиталей и лазаретов — сюда вывозили
раненых из осажденного Ленинграда, Дороги Жизни и с передовой
Волховского фронта.
Инициатором создания музея в Дусьеве – на том месте, где во
время войны находился хирургический полевой госпиталь No 817, стал
житель Войбокало Александр Ерошкин. В одном из интервью,
Александр рассказывал, с чего всё началось (а мне вспоминалось
ахматовское – «Когда б вы знали, из какого сора…»!):
Лет десять назад у памятника полуторке на стихийной
парковке остановился автобус со скандинавскими туристами. Они
вышли поразмяться. А почти сразу за памятником, овраг,
превращенный в помойку. Несколько бабушек в него и угодили. Я
помогал им выбираться. И одна из них на хорошем русском языке
сказала: мол, очень стыдно должно быть за то, что рядом с
памятником такое безобразие. И хотя я к нему совершенно не был
причастен, мне как местному жителю, мягко говоря, стало неловко. И
мне лет десять не давала покоя эта тема. Как же так: вот она, живая
история, от госпитальных землянок ведь и ямы остались, всё бы
восстановить, визуализировать для молодежи, для поколений людей, которым небезразлична история страны и её конкретные
страницы: оборона города Ленина, Дорога жизни.
В настоящее время в Кобоне уже возведены стены
крупномасштабного здания, где разместится основная музейная
экспозиция.
Посетили мы и существующий музей «Кобона: Дорога жизни» и
храм-маяк — церковь Николая Чудотворца, во время Великой
Отечественной в ней был эвакопункт. Сюда вели полуживых
ленинградцев — чтобы отогрелись, поели перед дорогой вглубь страны.
На шпиле храма — необычный крест. Он был отделан
кристаллами из хрусталя и являлся ориентиром для кораблей,
ходивших по Ладоге, а в годы войны — ориентиром для машин,
следовавших по ледовой трассе.
И буквально два абзаца о «Дороге Победы».
18 января 1943 года Красная армия разорвала кольцо блокады
Ленинграда. В полосе прорыва железнодорожные рабочие в короткий
срок (всего лишь за 17 дней) проложили железнодорожный путь от
станции Шлиссельбург (ныне – Петрокрепость) до станции Поляны,
благодаря которому у Ленинграда появилась прямая
железнодорожная связь с Большой Землей. Первый грузовой поезд
прибыл в Ленинград уже 7 февраля 1943 года. В этот же день от
Финляндского вокзала на Большую Землю отправился поезд,
загруженный отливками орудийных стволов. Поезд вёл паровоз Эм
721-83. Именно этот локомотив сейчас на вечной стоянке у станции
Петрокрепость и является экспонатом Мемориального комплекса
«Дорога Победы».
Строительству и работникам «Дороги Победы», истории
создания магистрали, героическому подвигу железнодорожников
рассказывает музейная экспозиция, развёрнутая в здании вокзала.
«Дорога Победы» в годы войны называлась иначе — «Коридор
смерти». Потому что находилась под постоянным вражеским
обстрелом. Этой железнодорожной ветки не было на картах, её
запрещали фотографировать, о ней не упоминали в сводках
Совинформбюро, не рассказывали и фронтовые корреспонденты.
Немногие знают о ней и сейчас. Одно дело — в музей сходить, экспонаты посмотреть, и
совсем другое — окунуться в реальность.
Сначала Александр Ерошкин всё делал в одиночку, потом к
нему присоединился Сергей Марков, дайвер и руководитель
государственного музея «Кобона: Дорога жизни», потом ещё и группа
энтузиастов.
В настоящее время Сергей Марков руководитель военно-
исторического центра «Дорога жизни» и базы отдыха «Порт Кобона».
На сей раз именно он водил участников пресс-тура по почти
восстановленному госпитальному комплексу – по траншеям и
деревянным строениям.
Экскурсия и общение с Марковым продолжилось и в деревне
Кобона.
Сергей Владимирович, бывший флотский офицер, ныне –
житель Кобоны, занимается и непосредственно поисковой
деятельностью: с единомышленниками поднимает со дна Ладоги
затонувшую в годы Великой Отечественной войны технику – не
только знаменитые «полуторки».
— Понятие «Дорога жизни» значительно более объёмно, нежели
просто вереница «полуторок» на льду, — считает он, — А ведь именно
такая ассоциация, такой стереотип довлеет над подавляющим
большинством наших сограждан. Мы сочли, что можем, а значит
должны, извлечь из небытия все сведения об этом народном подвиге,
причём, как исторические документы, сведения о людях, так и
артефакты, доныне сокрытые в водах Ладожского озера. Кобона нам
представляется «столицей Дороги жизни». Появилась идея создать
парк автомобилей Дороги жизни, поднятых со дна Ладоги, не только
грузовиков. В 2014 году был найден первый автобус.
Что касается планов, то у нас есть утверждённая концепция
музейного комплекса. В неё входят: открытая экспозиция — это
Набережная Славы с именами участников Дороги жизни, арка, через
которую въезжали и выезжали на лёд автомобили, памятник
«Полуторка», памятник железнодорожникам, музейный комплекс,
уже существующий и будущий, и, конечно, все автомобили,
участвовавшие в Дороге жизни.
О Кобоне, к сожалению, говорят мало. Более раскручен
западный берег Ладоги, откуда начиналась ледовая Дорога жизни.
Именно на западном берегу, рядом с Осиновецким маяком, находится
современный большой музей. А в Кобоне — затишье. Пока. Потому что
со временем Кобону и прилегающие поселки соединят воедино новые
турмаршруты. Будет что посмотреть — во многом благодаря усилиям/ По впечатлениям автобусного инфо-пресстура «Военно-
патриотический туризм в Ленинградской области»/

Ваш отзыв

Ваш отзыв