Петербургская филармония почтит память жертв Холокоста

Желтые звезды АСО Альтшулер. Фото Стас Левшин

В Большом зале филармонии прозвучит программа «Желтые звезды», приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста. Вечером 28 января Академический симфонический оркестр филармонии под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера и приглашенная солистка Мариинского театра, сопрано Анна Денисова осуществят петербургскую премьеру Симфонии № 21 «Кадиш» Мечислава Вайнберга.

Также в программе – сочинения композитора эпохи Возрождения Саломоне России, объединившего иудейскую молитву с достижениями профессионального искусства своей эпохи: его музыка прозвучит в исполнении певицы Алисы Тен и коллективов One Orchestra и One Consort. Художником по свету выступит Денис Колосов. Концерт пройдет при содействии Фонда поддержки музыкального образования.

Желтые звезды АСО Альтшулер. Фото Стас Левшин

27 января 1945 года советские войска освободили концентрационный лагерь «Освенцим» – крупнейшую нацистскую «фабрику смерти». В 2005 году, по решению ООН, эта дата стала Международным днем памяти жертв Холокоста. Ей Петербургская филармония традиционно посвящает программу «Желтые звезды», в этом году также приуроченную к 80-летию освобождения Освенцима. Проект, объединяющий музыку композиторов еврейского происхождения, существует уже десять лет.

Предстоящий концерт обещает большие музыкальные открытия: на нем впервые в Петербурге в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера прозвучит Симфония № 21 «Кадиш» (1991) Мечислава Вайнберга – выдающегося композитора XX века, друга Дмитрия Шостаковича, чья музыка постепенно возвращается из забвения.

На титульном листе партитуры, подводящей итог работе композитора в жанре симфонии, значится: «Памяти погибших в Варшавском гетто». Название симфонии дала еврейская поминальная молитва, прославляющая Бога и молящая о мире для Израиля и всей земли. И смысл понятия «Кадиш», и прежде фигурировавший в нотах другой вариант названия – «Плач», и введение в партитуру клезмерского оркестра составляют ряд символов, предельно ясно обозначающих содержание этой музыки.

Первое отделение концерта будет посвящено музыке Саломоне Росси – уникальной фигуре в истории музыки – композитору эпохи Возрождения, современнику создателя жанра оперы Клаудио Монтеверди. Поразительное свойство наследия России заключается в соединении великих религиозных традиций его народа с новейшими достижениями музыкального искусства конца XVI – начала XVII веков: иудейская молитва соединяется в его сочинениях с хоровой полифонической фактурой.

Человек, за выдающиеся профессиональные заслуги освобожденный от ношения желтой нашивки иудея и при этом, сохраняя верность себе, неизменно подписывавшийся “Salamone Rossi Ebreo», создал множество сочинений. Особое место среди его вокальной и инструментальной музыки занимают 33 псалма на древнееврейском языке «Песни Соломона»: ничего подобного не появлялось вплоть до XIX века – времени возрождения еврейской профессиональной музыки. Тогда же, кстати, была обнаружена и рукопись «Песен Соломона»: с этого началось возрождение музыки Росси.

Билеты на концерт доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.

Пресс-служба Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича

Ваш отзыв

Ваш отзыв