Петербург Василия Садовникова

В Русском музее открылась выставка к 225-летию рождения Василия Садовникова — мастера акварельного пейзажа. До 14 июля 2025 года её можно посетить в Михайловском замке. Выставка проводится при поддержке «Северстали». Акварельная летопись Петербурга Василиz Садовникова состоит из 140 работ, включая «Панораму Невского проспекта» и акварели из собраний Русского музея, Эрмитажа, Музея архитектуры им. Щусева, ГМИИ им. Пушкина, «Петергофа», «Царского Села» и частных коллекций. Садовников запечатлел Санкт-Петербург 1830-1850-х гг.: его улицы, проспекты и площади в разное время года и суток.

16 декабря (по старому стилю) 2025 года исполняется 225 лет со дня рождения одного из известных русских акварелистов XIX века – Василия Семеновича Садовникова (1800–1879).
В 1971 году в СССР был издан альбом «Панорама Невского проспекта» проспекта», который мгновенно стал библиографической редкостью. Сегодня есть возможность увидеть многие работы в цвете сегодня обладателям альбома. Его художественное наследие значительно и находится во многих музеях России и за рубежом. Государственный Русский музей обладает самой крупной коллекцией произведений мастера. Она состоит из его станковых акварелей, многочисленных эскизов и набросков, выполненных акварелью и графитным карандашом, а также одной картины маслом и литографии. В музее хранится ряд гравюр, выполненных по рисункам Садовникова.
Василий Семенович Садовников родился в семье дворовых крепостных крестьян княгини Н.П. Голицыной, послужившей прообразом старой графини в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Место его рождения неизвестно, но по переписи подушного податного населения семья его отца была приписана к деревне Месничи (Местничи) Мещовского уезда Калужской губернии, где располагалась усадьба княгини – Городня. Специального художественного образования Садовников не получил, «занимался сам собой», как отмечал художник. Самые ранние акварели Садовникова относятся к 1820-м годам, сделаны на даче графов Строгановых на Черной речке и в их усадьбе Марьино под Тосной. В этот же период молодой художник исполнял видовые рисунки для Общества поощрения художников и пробовал силы в литографии. Важным событием в творчестве Садовникова стало создание панорамы Невского проспекта по заказу комиссионера Общества поощрения художников, издателя А.М. Прево. В 1830 году была издана северная сторона проспекта, а в 1835 году – его южная сторона. Общая длина панорамы составила почти 16 метров. Литографии выполнили Илья и Петр Ивановы. Дух пушкинского времени отражен в этом прославленном документально-художественном произведении. изображения А.С. Пушкина можно найти Невском проспекте Садовникова.
В январе 1838 года, после смерти княгиня Н.П. Голицыной В.С. Садовников со своей семьей получил вольную. В том же году Совет Академии художеств удостоил его звания свободного неклассного художника за акварельный перспективный вид Академической парадной лестницы с натуры (ГМИИ имени А.С. Пушкина). Произведение экспонировалось на выставке в Академии художеств и привлекло внимание Николая I, который «весьма его хвалил» и назначил художнику аудиенцию в Аничковом дворце. Вероятно, в те же годы Василий Садовников написал акварель «Михайловский дворец в Петербурге. Белый зал» (ГНИМА имени А.В. Щусева).
Это первое изображение Белой гостиной Михайловского дворца, ее интерьер вызывал восхищение современников. С той поры художник выполняет многочисленные императорские заказы: пишет петербургские виды, связанные с появлением новых гражданских и церковных зданий и других сооружений, с различными важными событиями в жизни северной столицы. В 1847 году он исполнил несколько акварельных видов Петербурга и его окрестностей для императорского подарка английской королеве, три из них представлены на выставке (Государственный Эрмитаж).
В.С. Садовников много работал по частным заказам. Он принял участие в создании акварелей для литографированного альбома «Album de Wilna», издававшегося Я.К. Вильчинским. В 1846–1848 годах художник побывал в городах Вильне, Ревеле, Ковно и их пригородах и сделал множество натурных зарисовок и станковых акварелей, опубликованных Вильчинским. 1850–1860-е годы художник регулярно выезжал в загородные императорские резиденции. В собрании Русского музея хранятся акварельные пейзажи Елагина острова, Павловска, Царского Села, Петергофа, Гатчины, усадьбы Гостилицы и дачи княгини З.И. Юсуповой в Гельсингфорсе. Начиная с 1850-х годов Василий Садовников все чаще обращается к интерьерному жанру. В 1852–1854 годах он исполнил акварельную серию интерьеров Юсуповского дворца на Мойке, а в 1860-е годы – серию видов дома княгини З.И. Юсуповой на Литейном проспекте. Художник работал до глубокой старости. Его брат П.С. Садовников отмечал, «что Василий никогда не расставался с карандашом и бумагой, четвертушками или даже осьмушками (1/8 листа), которыми были забиты его карманы, и рисовал везде и всегда». В.С. Садовников прошел большой сложный творческий путь, сквозной темой его стал Петербург, с которым художник сроднился и который воспел в сотнях своих акварелей.

Ваш отзыв

Ваш отзыв