Русский музей при поддержке ПАО «Газпром» начинает первую комплексную реставрацию картин Григория Угрюмова «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» и «Взятие Казани 2 октября 1552 года»
В Русском музее при поддержке ПАО «Газпром» пройдет первая комплексная научная реставрация двух большеразмерных картин «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» мастера исторической живописи Григория Угрюмова.
«Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года», выполненные Григорием Угрюмовым в 1799 году, были переданы в собрание Русского музея еще в период формирования основной коллекции, в 1897 году. В последние годы шедевры Угрюмова были представлены в замке и служили частью постоянной экспозиции Воскресенского зала. Обе картины Григорий Угрюмов написал по личному поручению Павла I. За эти монументальные исторические произведения в 1800 году художник получил звание профессора. Благодаря точности передачи сюжетов полотна Угрюмова являются своеобразными историческими документами, что свидетельствует о внимательном изучении живописцем исторических источников. Размеры картин грандиозны: «Взятие Казани 2 октября 1552 года» – 510 х 380 см, «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» – 510 х 393 см.
«Два исторических полотна классика академической живописи Григория Угрюмова генетически связаны с Русским музеем. Потому что они написаны по заказу Павла I, когда строился Михайловский (Инженерный) замок. Более того – он сам выбрал сюжеты для этих картин!
Когда мы приступали к реставрации монументального полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», мы говорили о том, что это первая за практически 200 лет комплексная научная реставрация общепризнанного мирового шедевра, а ведь эти картины старше – больше чем на 30 лет. Это целая эпоха!
При поддержке ПАО «Газпром» у нас начинается новый реставрационный «блокбастер», рассчитанный на два года – столь серьезна и сложна будет работа, которая предстоит нашим реставраторам. У нас нет никаких сомнений в том, что благодаря своим беспрецедентным квалификациям и компетенциям они способны справиться с самыми сложными задачами», – отметила Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

В прошлом для этих произведений проводились локальные консервационные мероприятия, призванные обеспечить сохранность шедевров. Комплексная реставрация будет осуществлена впервые. За более чем 200 лет бытования на обеих картинах появились жесткие изломы, прорывы холста, заделанные с тыльной стороны пластырями, кракелюр и утраты красочного слоя. Желтый потемневший лак и большое количество поновительских записей, нанесенных поверх авторской живописи, скрывают подлинный колорит и нарушают целостное восприятие произведений.
«Уникальной особенностью нашей совместной работы является системная образовательная и просветительская программа. Очень важно сделать реставрацию и реставраторов видимыми. Это важно для профессионального сообщества, интересно для публики и придает дополнительный импульс сохранению и возрождению богатейшего историко-культурного наследия нашей страны.
Практика публичной реставрации, начатая при работе над шедевром Карла Брюллова «Последний день Помпеи», продолжается — на протяжении двух лет для полотен Григория Угрюмова она также будут проходить в открытом формате.
Совместно с проектом ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» для молодых специалистов профильных специальностей разработан масштабный курс из 90 мастер-классов на базе реставрационного отдела музея. Также запланирован видеокурс для всех, кто хочет узнать больше о работе со станковой живописью, который будет доступен на платформе «Лекториум»», – добавила Елена Давыдова, начальник Управления Департамента ПАО «Газпром», Генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома.
Реставрация полотен кисти Григория Угрюмова поможет не только сохранить бесценные образцы академической исторической живописи, но и обучить молодых реставраторов необходимым навыкам и техникам работы, передать уникальные знания и традиции ленинградской школы реставрации. Для студентов в рамках проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» Русский музей реализует масштабную образовательную программу «Превентивная консервация и реставрация музейных предметов». Успешные выпускники получат диплом проекта, а музей рассмотрит возможность их будущего трудоустройства. Кроме того, в зале открытой реставрации разместят специальный QR-код, отсканировав который, посетители смогут увидеть уникальные материалы о ходе реставрационных работ: видеозаписи, фотографии, интервью с реставраторами и кураторами, информационные статьи. В период работ будут организованы просветительские мероприятия для людей с ограниченными возможностями здоровья, участников СВО и членов их семей. В дальнейшем образовательная программа продолжит свою работу на базе нового межмузейного реставрационного центра Русского музея, обеспечив высокий уровень подготовки специалистов и непрерывное развитие их навыков.
Ведущие реставраторы Русского музея проведут следующие работы:
1. Технологические исследования при помощи специального оборудования;
2. Химико-биологические исследования;
3. Обработка от пыли и дезинфекция лицевой и тыльной стороны;
4. Двукратное укрепление красочного слоя;
5. Удаление, покрытие и регенерация лака с поверхности живописи;
6. Удаление неавторских записей
и другие.
В проекте по реставрации двух картин Григория Угрюмова примут участие реставраторы Русского музея:
1. Ольга Клёнова – ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи, руководитель проекта;
2. Марат Дашкин – заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи;
3. Антон Макаров – ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи;
4. Никита Данюк – художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи;
5. Алексей Купцов – художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи;
6. Татьяна Серова – ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи;
7. Надежда Егорова – художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи.
Реставрация двух произведений займет не более двух лет: по одному году на работу над каждым. После завершения реставрации гости Михайловского замка увидят шедевры Григория Угрюмова без «желтого фильтра», образовавшегося со временем из-за химических свойств лака, без изломов и других дефектов.
За работой реставраторов по восстановлению двух картин классика русского искусства смогут наблюдать все гости корпуса Бенуа Русского музея в зале открытой реставрации. В конце 2023 года, когда Русский музей при поддержке ПАО «Газпром» начал первую в истории комплексную научную реставрацию шедевра «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, решение открыто показывать процесс реставрации стало беспрецедентным явлением в отечественной музейной практике. Каждый посетитель получил возможность познакомиться с работой реставраторов – важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром».
Сейчас реставрация крупных произведений в зале открытой реставрации стала традицией Русского музея. После завершения реставрации «Последнего дня Помпеи» посетители корпуса Бенуа могли наблюдать за работой по восстановлению шедевров белгородских мастеров из собрания Белгородского государственного художественного музея.
В феврале 2025 года Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Русский музей и ПАО «Газпром» заключили трехстороннее соглашение о развитии национальной школы реставрации. Центром координации проектов выступит Русский музей: проект направлен на создание основ для воспитания нового поколения реставраторов и передачи им бесценных знаний лучших специалистов страны.
Пресс-служба ГМЗ















