Особенный концерт Дениса Мацуева

В пустом зале Московской филармонии играл Денис Мацуев для миллионов зрителей. Знаменитый пианист рассказал о необычном концерте в своем блоге  http://matsuev.ru/blog/Blog-121  

Был особенный концерт во всех отношениях, потому что я впервые играл в пустом зале именно концерт. Это нельзя сравнить с записью: когда мы записываем пластинки, когда стоят микрофоны, ты понимаешь, что это исполнение потом будет звучать на дисках долгое время, и представляешь заполненный зал. Здесь — совершенно иная история, на которую мало кто решится.

Я знаю, что Московская филармония одна из первых в мире в подобной ситуации начала делать такие концерты, когда исполнитель играет в пустом зале и при этом он понимает, что по всему миру его смотрят миллионы зрителей. Ощущение, надо сказать двойственное, при том, что играл я в своём родном зале, на рояле, на котором я сыграл уже сотни концертов.

Когда я начал играть «Времена года» П. И. Чайковского до «Марта», «Апреля» я был абсолютно не в своей тарелке, потому что отдача зала, «химия», энергетика (которая с правой стороны тебя вдохновляет и заставляет её удерживать в течение всего концерта, чтобы непрерывно чувствовать эмоциональную и интеллектуальную связь со слушателями) отсутствует, как будто глухая стена окружает, но при этом ты понимаешь, что в этот самый момент тебя видят и слышат миллионы. Только где-то к середине цикла я немного пришёл в себя от этой борьбы с отсутствующей энергетикой в зале. К таким концертам нужно готовиться совершенно по-другому и совершенно иначе настраиваться.
По итогам могу уверенно сказать, что такие концерты нужны в первую очередь для публики, которая сейчас вынужденно сидит дома и не может посетить концертный зал. И важно не просто выкладывать онлайн архив записей, а играть вживую.https://www.youtube.com/watch?v=JWdLl3YL4pM

Это, конечно, меняет всю картину и я благодарен Московской филармонии за такой необычный опыт. Я очень не хочу, чтобы подобные концерты стали традиционными, учитывая контекст их появления. Надеюсь, что скоро концертные залы откроются и публика в них с радостью вернётся, потому что для музыканта отсутствие живых концертов трагично, это как отсутствие воздуха, чтобы дышать. Особенно тяжело, когда обычно играешь до 300 концертов в год.


Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть, что это замечательный и очень важный для общества проект Московской филармонии, к которой в ближайшее время присоединяется и Московская консерватория. Поздравляю всех нас с открытием данной серии концертов, обязательно заходите на сайт Филармонии и партнёров проекта и слушайте хорошую музыку. Для меня же этот опыт ещё раз подтвердил моё главное убеждение, что публика — это самый важный участник концерта, это лучший собеседник, критик и бесценная поддержка одновременно. Спасибо вам!

Ваш отзыв

Ваш отзыв