Установка памятника министру путей сообщения Российской империи князю Михаилу Ивановичу Хилко́ву станет первым этапом благоустройства пространства между Музеем железных дорог России и Балтийским вокзалом в Северной столице России.
Открытое голосование проектов памятника в Музее железных дорог России продлилось в социальных сетях с 4 по 21 февраля 2022 года. эскизные проекты можно было увидеть в Музее. Победителями «народного» голосования стали проекты № 2 (1129 голосов) скульптор А. М. Таратынов, № 1 (367 голосов) скульптор М. В. Дронов, № 12 (325 голосов) скульптор П. П. Игнатьев.
В «народном» голосовании приняли участие более 3 тысяч человек. Сейчас начало работу экспертное жюри.
Родился князь Михаил Иванович Хилко́в в родовом имении Тверской губернии. Получив начальное образование дома, поступил в Пажеский корпус. после окончания которого служил в лейб — гвардии егерском полку. В 1857 году, в чине штабс-капитана, перешёл на статскую должность в Министерство иностранных дел. В 1864 году уехал в Америку и поступил на службу в англо-американскую компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги, сначала простым рабочим; спустя четыре года стал заведующим службой подвижного состава и тяги. Оставив Америку, он около года прослужил слесарем на паровозном заводе в Ливерпуле.
По возвращении на родину был назначен начальником пути на Курской-Киевской железной дороге, потом служил на Московско — Рязанской дороге, во время русско-турецкой войны 1877—1878 был уполномоченным Российского общества Красного Креста при санитарном поезде, который находился под покровительством будущей императрицы Марии Федоровны.
В 1894 году (31 июня) М. И. Хилков был назначен главным инспектором железных дорог, а 4 января 1895 года — министром рутей сообщения. С его назначением, работа ведомства приняла крайне интенсивный характер. Протяжённость железных дорог России выросла с 35 до 60 тыс. км, а их грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей (таких темпов не было даже в советский период) и около 500 км автомобильных дорог. В 1896 года пожалован орденом Св. Анны1 — й степени.
Хилков был совершенно исключительным человеком: с одной стороны, он был человек высшего общества, а с другой стороны — он прошёл такую удивительную карьеру. … он прекрасно знал железнодорожное дело, знал всё, что касается паровозов и тракции, он был опытный железнодорожник, вообще был человек чрезвычайно воспитанный, человек высшего общества и по существу, был хороший человек … Конечно, Хилков не был государственным человеком и всю свою жизнь он оставался скорее обер-машинистом, нежели министром путей сообщения./Витте С.Ю. 1894 — октябрь 1905: Царствование Николая II // Воспоминания — М.: Соцэкгиз, 1960. — Т. 2. — С. 24—27. — 75 000 экз.Князь Хилков и группа служащих министерства путей сообщения (~1896)
Скончался в Санкт-Петербурге 8 (21) марта 1909 года. Похоронен на погосте Головское Бежецкого уезда (ныне территория Срнковского района) на фамильном кладбище дворян Неведомских, рядом со своей второй женой А. Н. Хилковой (Неведомской).
К выбору проекта, который будет воплощён в Санкт — Петербурге, приступило экспертное жюри.
Открытие памятника министру путей сообщения Российской империи князю Михаилу Ивановичу Хилко́ву запланировано на осень 2020 года и будет приурочено к 5-летию Музея железных дорог и 185-летию железных дорог России.
/По материалам пресс- службы Музея железных дорог России /