Концерт памяти Е.А. Мравинского в Большом зале филармонии

«Концерт Евгения Мравинского был не только необыкновенным концертом. Настоящие любители музыки утверждали, что это было нечто большее, а именно мы стали свидетелями особого, редкого явления, своеобразного художественного действа… Все мы видели дирижеров, которые лишь отбивают ритм, позволяя вести себя самому оркестру. С Евгением Мравинским оркестр Ленинградской филармонии действительно является инструментом в руках виртуоза, почти продолжением его тела, его рук. Нет никакой внешней помпы, но практически нет и напряжения. Без дирижерской палочки, сидя на табурете, порой касаясь левой рукой партитуры, 79-летний маэстро взглядом, еле заметным движением руки или даже запястья руководит оркестром, и музыка льется, совершенная и глубокая. Это результат не одних репетиций, а всей артистической карьеры, лучше сказать, всей жизни», — писала мадридская газета «El Pais» о дирижере Евгении Мравинском в 1982 году.

Празднованию 100-летия Санкт-Петербургской филармонии, которое отмечается в сезоне 2020/2021, посвящены концерты с историческими программами, звучавшими на филармонической сцене в минувшие десятилетия под управлением знаменитых дирижеров. 

4 мая состоялся концерт памяти Е.А. Мравинского – великого русского маэстро, который возглавил филармонический оркестр в 1938 году, после победы на I Всесоюзном конкурсе, и оставался на своем посту более полувека – с 1938 по 1988 год. Эти десятилетия вошли в историю Филармонии, как «эпоха Мравинского».

Филармонический оркестр под управлением Мравинского, которого западная пресса называла «властелином музыки», заслужил славу одного из лучших коллективов мира. С оркестром Мравинский дал, включая гастроли по стране и за рубежом, более 1000 концертов. Премьера Шестой симфонии Прокофьева, а также Первый фортепианный концерт и фантазия «Франческа да Римини» Чайковского прозвучали 11 и 12 октября на открытии нового концертного сезона Ленинградской филармонии 1947/1948.

4 мая 2021 года прозвучала программа, которая была представлена в Большом зале филармонии 11 октября 1947 года под управлением Евгения Мравинского.  Историческую программу исполнил Академический симфонический оркестр под управлением одного из самых востребованных дирижеров молодого поколения Валентина Урюпина: музыкант

Дирижер Валентин Урюпин

сотрудничает с такими коллективами, как Госоркестр России имени Е. Светланова, Российский национальный оркестр, БСО имени П.И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», оркестры Мариинского и Михайловского театров, а также Венский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Венского радио, Немецкий симфонический оркестр и многие другие. Партию фортепиано исполнял Андрей Гугнин  – лауреат крупных международных конкурсов, чьи концерты проходят в самых престижных залах мира; в их числе – Концертный зал имени П.И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории и Концертный зал Мариинского театра, нью-йоркский Карнеги-холл, лондонский Королевский Фестиваль-холл, Сиднейский оперный театр, Концертный зал Лувра, венский Музикферайн.

Когда дирижер поднялся на сцену, то сразу же, без лишних слов приступил к своей работе, и оркестр заиграл знаменитую музыку, написанную Прокофьевым. Она то стихала, то увлекала быстрым темпом, и в конце соединились уже как будто два «вихря» — вихрь музыки и вихрь аплодисментов с криками «Браво», так мастерски все было исполнено! Во втором отделении зазвучала музыка Чайковского. Зрители утонули в ее ярких красках. Соло на фортепиано слышалось легко, но очень ясно, от самых сложных аккордов в нижнем регистре до самых высоких нот. Затем фортепиано и оркестр как будто перекликались, а позже рулады фортепиано и оркестра соединились воедино.  Флейты и скрипки звучали умиротворенно, и музыка как бы вела слушателей за собой, вовлекая в гармонию фортепиано и оркестра.  Фортепиано вторило флейте, и в эти моменты казалось, что ты идешь легкой поступью по спокойному лесу… Андрей Гугнин так искусно исполнял свою

Пианист Андрей Гугнин

партию, что казалось, что ноты – это как будто игривые  и молниеносные солнечные зайчики, играющие в листве деревьев… Зрители были очень довольны игрой Андрея Гугнина, и на бис он исполнил «Мазурку» композитора Скрябина. При прослушивании этого исполнения представляешь себе старинный бальный зал с огромными окнами, куда постепенно входят дамы и кавалеры в красивых одеждах… Постепенно мотив становился все тише, и вот он исчез… но навсегда остался в памяти. Во время исполнения симфонической фантазии по Данте «Франческа да Римини» слышалась как бы перекличка музыкальных инструментов оркестра, будто эхом повторявших мелодию. И ты как будто идешь за этой музыкой… Она – полет и радость, все вокруг, весь мир и… легкая грусть тишины. …Ход пароходов, пение птиц, движение стай рыб под водой, гром грозы, скорость времени… Зов самой Жизни!.. …Да, музыка – это истинная жизнь! В ее глубоких и сильных нотах слышатся все звуки прекрасного бытия, — шум дождя, шелест листьев, плеск лебединых крыльев на пруду, топот заячьих лапок на лугу… А также проявляются яркие человеческие эмоции, — гнев, отчаяние, радость, ликование!
После окончания произведения, зрители еще долго аплодировали оркестру и солисту.  Расписание концертов Вы всегда можете найти на сайте филармонии. Приходите и окунитесь в волшебный мир музыки!

www.philharmonia.spb.ru

http://funeral-spb.narod.ru

Ваш отзыв

Ваш отзыв