Певческая капелла Санкт-Петербурга представит «золотой фонд» своего репертуара. 6 ноября открывается программа «Пять веков русской духовной музыки в истории хора Капеллы: от Ивана Грозного до наших дней» в далекие века вместе со старейшим хором нашей страны. В концерте прозвучит самая разная музыка — от древнерусских церковных песнопений до хоровых шедевров XIX и XX веков. Дирижер – народный артист СССР Владислав Чернушенко. Начало концерта в 19.00.
Широкое распространение многоголосного церковного пения в России произошло во многом благодаря Капелле. Первые шаги в гармонизации традиционных распевов были сделаны директором Придворной Певческой капеллы Д.С. Бортнянским вместе с П.И. Турчаниновым. Большой вклад в преобразование церковного пения внес А.Ф. Львов. Занимая должность директора Капеллы, он совместно с Г.И. Ломакиным и Л.М. Воротниковым гармонизовал и издал «Полный круг простого нотного пения (Обиход) на 4 голоса». Издание Обихода стало важным событием, он получил очень широкое распространение.
Новую концертную серию абонемента «Музыка театра и кино» открывает яркая программа из раритетов отечественной музыки. Эпиграфом взяты пушкинские строки. Они отражают идею и эмоциональный мир произведений, вошедших в авторскую программу музыковеда Л. Попковой. Любовь и ненависть, верность и предательство, добросердечие и коварство, истовая вера и скептицизм, благородство и низость человеческих помыслов и поступков. Такова тематика положенных на музыку сочинений английских писателей: великой трагедии У. Шекспира «Король Лир» и популярного в Советском Союзе, но забытого ныне романа Э. Л. Войнич «Овод» о борьбе итальянских революционеров в конце ХIХ века.
Помимо опер А. Раймана и С. Слонимского следует назвать выдающуюся музыку Д. Шостаковича к одноименным фильму и спектаклю Г. Козинцева. Свою музыкальную версию шекспировской пьесы создал в 1958 году Арам Хачатурян для новой постановки в Театре им. Моссовета. Симфоническая сюита из этой музыки практически не звучит в концертах, и многие услышат ее впервые.
Второе отделение концерта посвящено музыке Д. Шостаковича к фильму А. Файнциммера «Овод», ставшему в 1955 году одним из лидеров проката в советском кинематографе. Художественные достоинства фильма, как и романа Э. Л. Войнич, за прошедшие годы вызывали противоречивые суждения. Но все это не коснулось великолепной музыки, свободной от каких-либо идеологических канонов.
Лучшие страницы партитуры посвящены моментам духовных исканий героев, весьма колоритно отражена и атмосфера Италии конца XIX века. Музыка создавалась композитором в пору тяжелых личных утрат, она отмечена искренностью, «хватавшей за сердце» (Г. Козинцев). Именно проникновенную выразительность и яркую мелодичность сюиты так ценят слушатели всех возрастов.
6 ноября Певческая капелла Санкт-Петербурга представит слушателям «золотой фонд» своего репертуара. Программа «Пять веков русской духовной музыки в истории хора Капеллы: от Ивана Грозного до наших дней» позволяет слушателям окунуться в далекие века вместе со старейшим хором нашей страны. В концерте прозвучит самая разная музыка — от древнерусских церковных песнопений до хоровых шедевров XIX и XX веков. Дирижер – народный артист СССР Владислав Чернушенко. Начало концерта в 19.00.
Широкое распространение многоголосного церковного пения в России произошло во многом благодаря Капелле. Первые шаги в гармонизации традиционных распевов были сделаны директором Придворной Певческой капеллы Д.С. Бортнянским вместе с П.И. Турчаниновым. Большой вклад в преобразование церковного пения внес А.Ф. Львов. Занимая должность директора Капеллы, он совместно с Г.И. Ломакиным и Л.М. Воротниковым гармонизовал и издал «Полный круг простого нотного пения (Обиход) на 4 голоса». Издание Обихода стало важным событием, он получил очень широкое распространение.
Древнерусская церковная музыка – чрезвычайно интересный пласт русской духовной культуры. Эта музыка, очень необычно звучащая для современного слушателя, с трудом поддается расшифровке. В средневековой Руси существовала особая система записи нот – «знаменная» (от слова «знамя», то есть, «знак»). Огромный вклад в исследование и расшифровку древнерусской музыки и крюковой нотации внесли, в частности, Максим Бражников и Альбина Кручинина. Церковный певческий канон был заимствован Русью из Византии, основу его изначально составляли одноголосые распевы. Гармонизация традиционных распевов из церковного обихода была позднее возложена на Придворную Певческую капеллу.
По материалам Вероники Федороой, руководителя пресс-службы и PR Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга