История не только о суде над фашизмом

В широкий прокат выходит кинофильм Николая Лебедева «Нюрнберг» по книге Александра Звягинцева «На веки вечные».

Название картины по сути раскрывает тему и сюжетную линию. Конечно же, речь идёт о суде по окончании Второй мировой войны в германском городе Нюрнберге над рядом военных преступников нацистской Германии, названном «процессом века». Ввиду историчности используются кадры кинохроники. Но в то же время это художественное произведение с разумной долей вымысла. Помимо самого процесса, внимание зрителя сосредоточено на перипетиях в судьбе советского разведчика (в гражданской жизни – переводчика) Игоря Волгина (Сергей Кемпо), прибывшего в Нюрнберг в поисках своего брата – художника Николая Волгина, который, как выясняется по ходу действия, был в немецком плену. Драматизма и в то же время лиричности происходящему добавляют встреча с насильно угнанной нацистами из Советского Союза девушкой Леной (Любовь Аксёнова) и развернувшаяся в дальнейшем любовная линия.

В сценах суда больше документальности, основанной на исторических фактах. Сам Дворец правосудия, где шли судебные заседания, был воссоздан на киностудии «Мосфильм» в натуральную величину. Впоследствии декорационный комплекс «Зал 600» (название взято от зала, где проходили судебные заседания Нюрнбергского процесса) будет передан Военно-патриотическому парку культуры и отдыха Вооружённых Сил России «Патриот» в Подмосковье как музейный экспонат.

Неслучайно площадкой петербургской премьеры стал киноцентр «Аврора». Один из старейших кинозалов города, отмечающий в этом году 110 лет со дня основания, не переставал работать во время блокады. Именно там в 1942 году демонстрировались документальные фильмы «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин) и «Ленинград в борьбе» (режиссёры Роман Кармен, Валерий Соловцов, Ефим Учитель и Николай Комаревцев).

– Историческая память – мощнейший механизм общественного сознания, – сказал на представлении картины автор идеи и литературного сценария Александр Звягинцев. – Если она деформируется, то вчерашние антигерои становятся героями, а герои – антигероями. Это происходит сегодня. Поэтому не лишне ещё раз напомнить о Нюрнбергском процессе как историческом эпилоге Второй мировой войны.

Режиссёр и автор сценария Николай Лебедев подчеркнул, что это история не только о суде над фашизмом, но и о людях, которые, пройдя через катастрофы, находят в себе силы жить.

Среди зрителей на премьере были губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, представитель губернатора в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Константин Сухенко, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов, председатель Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова, актриса Молодёжного театра на Фонтанке Наталья Суркова. Из Парижа на премьеру приехал потомок знаменитого княжеского рода, историк Дмитрий Шаховской.

Посмотрев фильм, зритель открывает для себя новые факты, ранее неизвестные. Оказывается, не так-то просто было доказать явную вину подсудимых и довести суд до логического справедливого завершения. Но вопреки отчаянному сопротивлению подпольных фашистов, нежелающих признавать себя побеждёнными, организованный странами антигитлеровской коалиции Нюрнбергский процесс выполнил свою историческую миссию.

Константин Глушенков

Ваш отзыв

Ваш отзыв