30 апреля 1918 года была основана киностудия «Ленфильм», однако её история началась задолго до этого. Появлению знаменитой киностудии предшествовало важное событие – 16 мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум» состоялся первый в России киносеанс. В антракте оперетты зрителям продемонстрировали десятиминутную подборку документальных фильмов братьев Люмьер. «Ожившие картинки» стали сенсацией, а Петербург – местом рождения отечественного кино.
Документы из фонда Президентской библиотеки рассказывают об истории создания киностудии «Ленфильм»
В 1914 году был учреждён военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета. Комитет являлся крупнейшей российской общественной организацией, снимавшей хронику и игровые картины. После национализации отдела, 30 апреля 1918 года, был учреждён Петроградский комитет северных коммун, который сначала располагался в помещении Народного комиссариата просвещения. Первая российская государственная кинофабрика, претерпев череду преобразований и переименований, через два десятилетия – в 1934 году – превратилась в «Ленфильм».
На портале Президентской библиотеки доступны исследовательские материалы, документы, открытки, киноплакаты, связанные с историей создания в Ленинграде знаменитых кинокартин, а также афиши к фильмам, прославившим Ленинградскую киностудию.
«Ленфильм» несколько раз менял своё название. В 1922–1925 годах это была фабрика «Севзапкино», которую построили на месте «Аквариума», где состоялся первый в России киносеанс. В 1923 году «Севзапкино» обратилось в Совет народных комиссаров РСФСР с просьбой о предоставлении права проката на всей территории СССР. «В съёмках в Петрограде, Москве и на всей территории СССР „Севзапкино“ отражает чуть ли не всегда первым все важнейшие события политической и общественной жизни страны, и большей частью чуть ли не единственным из кинопредприятий откликаясь на таковые».
В 1920-е годы на студии начали работать такие молодые талантливые режиссёры, как Г. Козинцев, Л. Трауберг, Ф. Эрмлер и другие. В 1934 году киностудия получила название «Ленфильм». Об этом в своём сборнике «Петербургское кино и русская культура» (1945) пишет доктор философских наук, культуролог Александр Казин. «Расцвет русского советского кино связан на „Ленфильме“ с 1930-ми годами. Достаточно одних имён и названий: „Чапаев“ Г. и С. Васильевых, „Юность Максима“, „Возвращение Максима» и „Выборгская сторона“ Козинцева – Трауберга, „Пётр Первый“ В. Петрова, „Семеро смелых“ С. Герасимова и другие. Ленинградский кинематограф той эпохи – это народный фильм»
В начале Великой Отечественной войны, 17 августа 1941 года, вышло распоряжение председателя Правительственной комиссии П. С. Попкова об эвакуации оборудования и работников Ленинградской киностудии «Ленфильм».
«Дальнейшая судьба петербургского кинематографа связана уже с послевоенными годами, – пишет Александр Казин. – Возникает даже особый термин – „Ленинградская школа“ киноискусства, отличающаяся прежде всего этической направленностью её произведений на отдельную человеческую личность в потоке истории». По мнению автора, «Ленинградскую школу» наиболее ярко представляют фильмы Алексея Германа – «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах». «Работая в документалистской, почти хроникальной манере, режиссёр тем не менее добивается, что каждый драматический эпизод в его фильмах окружается историко-культурным ореолом».
Ленинградское документальное кино – это в первую очередь фильмы о людях, «держащих жизнь на своих плечах и не ждущих от неё награды».
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с коллекцией, посвящённой Году российского кино, в которую включено около шестисот документов: официальных распоряжений, исследований, изобразительных материалов (афиши, киноплакаты, открытки и т. д.), среди которых есть и материалы киностудии «Ленфильм». В рамках сотрудничества с «Ленфильмом» Президентская библиотека оцифровала и восстановила плакаты старейшей киностудии страны. Это афиши, напечатанные в разные годы и приуроченные к выпуску картин – экранизаций отечественной книжной классики. Среди них фильм Иосифа Хейфица «В городе С.» по рассказу Антона Чехова «Ионыч», постановка пьесы Евгения Шварца по мотивам сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева», фильм «Левша» Сергея Овчарова по мотивам сказа Николая Лескова. Самым раритетным и требовавшим наибольшей работы при оцифровке и восстановлении стал плакат к фильму «Шинель». Это постановка 1926 года режиссёров Григория Козинцева и Леонида Трауберга.