Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга открывает новый концертный сезон

18 сентября Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга открывает новый концертный сезон необычайно ярким концертом. В исполнении Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России Александра Чернушенко прозвучит Концерт для фортепиано № 2 С. С. Прокофьева, «Сюита в старинном стиле» А. Г. Шнитке и «Испанское каприччио» Н. А. Римского Корсакова. Солист — Илья Чирсков.

Грядущий концертный сезон пройдет под знаком 30-летнего юбилея Симфонического оркестра Капеллы, который был воссоздан в стенах старейшего музыкального учреждения нашей страны 1 ноября 1991 года по инициативе Александра Чернушенко. Коллектив за три десятилетия завоевал заслуженное признание, уважение и любовь российской и зарубежной аудитории. Оркестр Капеллы отметит свой юбилей серией концертов, посвященных юбилейным датам крупнейших творцов XVIII–XX веков.

Грандиозные творения крупной формы по-прежнему будут звучать в концертах Хора и Симфонического оркестра Капеллы. Певческая капелла Санкт-Петербурга под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко продолжит радовать и восхищать слушателей шедеврами из своего многовекового золотого репертуара. Важной датой, которую в этом сезоне коллективы Капеллы отметят специальным абонементом, станет 150-летие со дня рождения Сергея Павловича Дягилева, великого русского импресарио, мецената и просветителя.

Мода на испанскую музыку зародилась в России в 1840-х годах, после двухлетнего путешествия М. И. Глинки по Испании. Неудивительно, что Римский-Корсаков, который очень любил музыку Глинки, обратился вслед за ним к этой тематике. Изначальный замысел композитора сочинить фантазию для скрипки с оркестром на испанские темы вылился в удивительно яркое оркестровое сочинение с виртуозной инструментовкой. «По расчетам моим Каприччио должно было блестеть виртуозностью оркестрового колорита, и я, по-видимому, не ошибся», — писал Римский-Корсаков. Премьера «Испанского каприччио» состоялась 31 октября (12 ноября) 1887 года под управлением автора в Санкт-Петербурге. С восторгом это сочинение принял Чайковский, который преподнес автору венок с лентой: «Величайшему мастеру инструментовки — от искреннего его почитателя».

Второй фортепианный концерт Прокофьева вызвал после премьеры в 1913 году настоящий шквал критики. Композитора называли «футуристом» и «кубистом», сравнивая его неистовое новаторское сочинение с творчеством передовых поэтов и художников эпохи модерна. Тем не менее Второй концерт занял место в наследии Прокофьева как выдающееся, монументальное, виртуозное и вместе с тем очень искреннее и романтическое произведение. Прокофьев считал Второй концерт одним из своих самых любимых творений. Партитуру 1913 года он посчитал утраченной и через десять лет заново оркестровал концерт, переработав партию фортепиано. Впервые Второй концерт в новой редакции Прокофьев исполнил 8 мая 1924 года в Париже под управлением Сергея Кусевицкого. Концерт до сих пор входит в число самых технически сложных сочинений для фортепиано.

«Сюита в старинном стиле» Альфреда Шнитке, невероятно тонкая стилизация под музыку барокко, появилась благодаря плодотворной работе композитора в кино и его сотрудничеству с режиссером Элемом Климовым. В 1965 году Шнитке написал музыку для его фильма «Похождения зубного врача». В картине прозвучали три композиции, оркестрованные в барочном силе. В 1970 году Климов привлек Шнитке к работе над фильмом «Спорт, спорт, спорт», где можно услышать две темы в стиле XVIII века. Впоследствии, в 1972 году, композитор объединил «барочные» композиции, созданные для этих двух фильмов, в произведение из пяти частей – «Сюиту в старинном стиле». И хотя сам Шнитке относился к сюите прохладно, она полюбилась и публике, и музыкантам. Это сочинение исполняется и в оркестровом варианте, и в авторской инструментовке для скрипки и фортепиано, и в переложениях для других составов.

* * *

Илья Чирсков окончил Санкт-Петербургскую консерваторию и аспирантуру в классе профессора Эдуарда Базанова. Он является лауреатом нескольких российских и международных конкурсов, в числе которых Второй открытый фестиваль-конкурс музыки С. В. Рахманинова (2001) и Международный конкурс пианистов им. М. В. Юдиной (2003). В 2003–2007 годы Илья — солист Санкт-Петербургской филармонии для детей и юношества. В 2005 году — приглашенный солист-пианист Мариинского театра. С 2007 года по настоящее время — солист Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга. Выступал как солист и ансамблист в Великобритании, Австрии, Нидерландах, Финляндии, Германии, Италии, Испании, Словении, Мексике. В мае 2019 года состоялся концерт Ильи Чирскова на вилле Сенар — имении Рахманинова в Швейцарии.

Ваш отзыв

Ваш отзыв