Герои Рембранта вышли из рамы

В Белом зале Главного штаба Эрмитажа открылась выставка «Lk 15, 11-32. Рембрант. Посвящение. Александр Сокуров».

При кажущейся сложности название достаточно прозрачное. В первую очередь, оно отсылает к 15-й главе Евангелия от Луки. Стихи 11-32 повествуют о рассказанной евангелистом Лукой «Притче о блудном сыне», положенной в основу картины голландского художника XVII века Рембранта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына». Посвящение этой новозаветной истории придумал и разработал в виде инсталляции известный кинорежиссёр Александр Сокуров.

– Мне хотелось уйти от религиозной, мифологической линии, не соприкасаться с ней, а коснуться человеческого – эмоционального, морального чувства, – говорит Александр Николаевич.

В первую очередь, автору захотелось разделить отца и сына, попытаться дофантазировать то, что осталось за пределами рембрантовского шедевра. Воплотить замысел Сокурова помогли скульпторы Екатерина Пильникова и Владимир Бродарский. Художник Александр Перепёлкин создал осовремененный эскиз картины Рембранта. Соединить художественные изображения, скульптурные портреты и электронные видеопроекции взялась главный художник представленной экспозиции Елена Жукова.

Можно сказать, главные персонажи знаменитого полотна будто вышли из рамы и рассказали отдельную историю, основанную на библейской притче.

Встречает посетителей скульптурный образ сына, чьё лицо на картине, изображённое в профиль, видно лишь отчасти. Здесь же мы впервые можем разглядеть блудного сына более отчётливо, понять историю его жизни.

Дополняет скульптурное изображение сына расположенная с противоположной стороны увеличенная копия картины Рембранта «Портрет пожилой женщины», олицетворяя своим присутствием материнское начало.

Видеопроекции с изображением руин разрушенного города и сожжённых заживо солдат, казалось бы, не вписываются в библейский сюжет. Однако заблудший сын внимательно смотрит в сторону этих электронных изображений, будто ставя себя на место представленных персонажей.

Динамичность происходящему придаёт закреплённое на специальных электронных устройствах большое зеркало, постоянно двигающееся, позволяющее с разных сторон разглядывать образы то отца, то сына.

Широко известной «Притча о блудном сыне» стала, конечно же, благодаря картине Рембранта и её нахождению в Эрмитаже. Однако этот библейский сюжет привлекал художников и ранее. К нему обращались Дюрер, Босх, Рубенс. Сегодня эта история тоже продолжает волновать умы

людей, и открывшаяся выставка, которая продлится до 1 ноября, – ярчайшее тому подтверждение.

Константин Глушенков

фото предоставлены пресс-службой Эрмитажа

Ваш отзыв

Ваш отзыв