В юбилейный год первого российского императора, 19 августа в ГМЗ «Петергоф» состоялся пресс-тур, посвященный фонтанам Нижнего парка эпохи Петра Великого.
Дата пресс-тура была выбрана неслучайно: 19 августа 2022 года водоподводящей системе Петергофа исполнился 301 год. Столько лет фонтанный водовод служит воплощением «Великой мечты» Петра I, которому при помощи талантливых гидравликов удалось отыскать источник водоснабжения, спроектировать канал и направить воду к Петергофу.
Петр I стал автором, определившим основу Петергофской резиденции. По его рисункам и чертежам на берегу Финского залива строили дворцы, разбивали парки и сооружали потрясающие воображение фонтаны. Строительство первой русской резиденции происходило под влиянием европейской культуры. Первыми фонтанными мастерами Петергофа были иностранцы. Но Петр I категорически не допускал слепого копирования западных идей — везде вносил собственные дополнения, корректировки и изменения.
При Петре I были созданы следующие фонтаны: Большой и Марлинский каскады, «Менажерные» фонтаны, фонтаны «Сноп», «Адам», «Пирамида», шутихи «Водяная дорога» и «Диванчики». В ходе пресс-тура научные сотрудники рассказали о триумфальных фонтанах, выполненных в честь побед в Северной войне, о личных царских правках в чертежах водометов, о петровских «giochi d’aqua» (ит. «игры с водой») и многом другом.
Первым на пути журналистов предстал фонтан «Адам», который вместе с парным ему фонтаном «Ева» расположен на центральной, Марлинской аллее. Занимаясь обустройством своей загородной резиденции, император заказал изготовление этих мраморных статуй венецианскому скульптору Джованни Бонацца, и в 1718 году тот создал искусные копии находившихся во Дворце дожей известных скульптур работы Антонио Рицци — мастера эпохи Возрождения. Оформление фонтана «Адам» завершили к 1722 году, а фонтан «Ева», отличающийся лишь центральной фигурой, заработал в 1726 году. «Адам и Ева — первые райские жители, и Петр желает поселить их в своем Петергофе — Петровом дворе. Рассказывая представителям СМИ об истории фонтанов, Бондарев Сергей Викторович, заведующий отделом «Большой дворец» ГМЗ «Петергоф», обратил внимание, как трепетно царь относился к своему детищу, которое Петр I представлял земным раем, парадизом, с дворцами, парками и конечно же фонтанами.
Участники пресс-тура познакомились с фонтаном «Сноп». Испокон веков на Руси сноп считали символом плодородия и богатства, и на языке аллегорий 18 века этот фонтан стал олицетворением мощи и процветания Российской империи. Ашихмин Алексей Алексеевич, специалист по музейным исследованиям ГМЗ «Петергоф», рассказал журналистам об интересном факте: «Трубы, по которым поступала вода к фонтанам, использовали и для утилитарных целей. Во дворце «Монплезир» устроили туалеты со сливной канализацией, для этого воду из труб для фонтанов пустили под дворцом. Кроме того, одну трубу пустили для кухни, чтобы пользоваться водой на кухне, где она накапливалась в специальном баке. Таким образом, благодаря этому фонтану в «Монплезире» была устроена одна из первых в России проточных канализаций».
В Монплезирском саду также расположены водяные забавы петровской эпохи — фонтаны-шутихи «Диванчики», которые при царе носили название «мочильных мест». Это самые старые из шутих, дошедших до нашего времени. Они были созданы по чертежам Н. Микетти, собственноручно исправленным Петром I, и «опробованы водою» в 1723 году.
Журналисты услышали о люстгаузах, что в переводе с немецкого означает «домики для веселья». Находясь в люстгаузе, царь показывал гостям, что в конце зеленых галерей стоят диванчики, на которых установлены небольшие каскады с водой. Такое действие было настоящим волшебством среди обывателей 18 века. Гости проходили вдоль зеленых берсо, в которых по сторонам в земле были спрятаны форсунки, по тайному знаку императора вода включалась, и гостям ничего другого не оставалось, как пробегать насквозь через зеленые галереи и быть обрызганными со всех сторон.
Участникам пресс-тура рассказали о фонтане «Пирамида», который считается самым многоводным среди фонтанов Нижнего парка, так как за одну секунду расходует около 100 литров воды и представляет собой четырехгранную семиступенчатую пирамиду, которую образуют 505 водяных струй. Форма четырехгранного обелиска полностью создается водой.
Во время пресс-тура журналисты узнали, что о том, что замысел и все гидротехнические решения петровской эпохи используются до сих пор: по той же технологии, как это было 300 лет назад.
Пресс-тур закончился в Гротах Большого каскада, где журналисты узнали о своих повседневных обязанностях персонала, занятого в обслуживании фонтанной системы и о петровском духе: «В Гротах — искусственно созданных пещерах — исторически находилась только фонтанная команда, эти помещения служили для работы фонтанщиков. В Гротах сталактиты и сталагмиты, старая петровская кладка, которая частично уже заросла солевыми отложениями — это все историческая картина, которую музейщики трепетно сохраняют.»
/По материалам официального сайта ГМЗ «Петергоф» и материалам предоставленным участниками пресс- тура://peterhofmuseum.ru/news/2022/1250/19.08.2022/