Опочивальня в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф»

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни». Были выполнены работы по установке балдахина на парадную кровать, а также позолоченной резной короны, венчающей балдахин.
Во дворцах эпохи ампир опочивальнями именовали парадные спальни, которые располагались на пути следования гостей и служили целям светского церемониала. Несмотря на стоящую в спальне кровать с балдахином, оформлению которых уделялось особое внимание, по прямому назначению эта комната не использовалась. Она воспринималась как особая гостиная, предназначенная для отдыха, процедур переодевания и интимных приемов особо близких людей.


Формированию экспозиции Опочивальни в Екатерининском корпусе предшествовала кропотливая исследовательская работа сотрудников музея-заповедника — изучены рисунки подобных интерьеров в Зимнем, Аничковом и Елагином дворцах. В основу выполненной резной короны балдахина легли чертежи Карла Ивановича Росси для Опочивальни Марии Федоровны в Елагином дворце. Ткань воссоздали в мастерской «Старинные ткани» (Москва) на станках XIX века по историческим аналогам, хранящимся в фонде музея-заповедника «Петергоф» и в Российском государственном историческом архиве.

Справка:
Екатерининский корпус построен при императрице Елизавете Петровне в 1747–1759 годах архитектором Ф. Растрелли. Предназначался для проведения торжественных обедов, балов и приемов. К нему примыкал Деревянный флигель, использовавшийся как жилые покои. Отсюда утром 28 июня 1762 года супруга императора Петра III великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота была провозглашена императрицей Екатериной II. В память об этом событии дворец получил свое название «Екатерининский корпус». При императрице Екатерине II интерьеры были переделаны архитектором Джакомо Кваренги в классическом стиле. В первой трети XIX века в залах появились гризайльные росписи в стиле ампир, выполненные Джованни Батиста Скотти. В Каменном корпусе располагались парадные залы, а в Деревянном флигеле – гостиные, кабинеты, спальни. После революции, в 1928 году в Екатерининском корпусе и Деревянном флигеле была создана музейная экспозиция эпохи Екатерины II и Александра I. Поскольку многие интерьеры Деревянного флигеля утратили свою отделку еще в начале XX века, при создании экспозиции в 1920-е годы музейные сотрудники один из интерьеров Екатерининского корпуса, который до 1917 года назывался Столовой, оформили как Спальню в стиле ампир.
В годы Великой Отечественной войны здание Екатерининского корпуса сильно пострадало, а Деревянный флигель сгорел. Экспонаты, которые не успели эвакуировать перед войной, погибли, но значительная часть коллекции была сохранена, она и послужила основой при формировании экспозиции.


В 1980-е годы были произведены масштабные работы по восстановлению дворца после военных разрушений. 18 июня 1984 года – открылись несколько залов Екатерининского корпуса – «Зеленая приемная», «Желтый зал», «Синяя гостиная», «Вестибюль» и «Угловая гостиная». 25 мая 1986 года – посетители смогли увидеть «Подогревальню», «Кабинет Александра I» и «Спальню Александра I». Интерьер «Спальня Александра I» восстановили по фотографиям 1920-30-х годов.

/По материалам пресс-службы ГМЗ «Петергоф»/

Ваш отзыв

Церемония гашения почтовой марки, выпущенной к празднованию 125-летия В.В. Набокова

22 апреля в Музее В. В. Набокова СПбГУ состоится торжественная церемония гашения почтовой марки, выпущенной к празднованию 125-летия знаменитого писателя. Музей находится на первом этаже дома, принадлежавшего семье писателя. Сегодня это единственный в мире музей, посвященный творчеству и жизни Владимира Набокова.

Первыми оттиск штемпеля на почтовые марки поставят директор макрорегиона Северо-Запад «Почты России» Александр Вакуленко и первый проректор СПбГУ Елена Чернова. В мероприятии примут участие студенты и сотрудники Университета, также на торжественную церемонию приглашены члены попечительского совета СПбГУ.

Кроме того, в рамках празднования юбилея писателя запланирован цикл публичных мероприятий. Так, 26 апреля в 15:00 состоится торжественное дарение литературного альманаха «Грани», вышедшего в 1922 году в Берлине. В издании опубликовано эссе Вл. Сирина (псевдоним Владимира Набокова) «Рупертъ Брукъ». Альманах станет частью коллекции редких книг Музея В. В. Набокова СПбГУ и одним из ценных экспонатов выставки, основу которой сегодня составляют личные вещи писателя, первые издания произведений автора, обширная научная библиотека, а также коллекция бабочек писателя, аналогов которой сегодня нет в России.

/По материалам пресс-службы СПбГУ/

Ваш отзыв

Музыкальный мост Санкт-Петербург – Тегеран

Российские и иранские музыканты выступят в Петербургской филармонии в рамках проекта «Музыкальный мост Санкт-Петербург – Тегеран»

18 апреля в Большом зале Петербургской филармонии музыка русских и иранских композиторов прозвучит в исполнении Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России, в составе которого также выступят музыканты из Исламской Республики Иран. За дирижерским пультом – руководитель и дирижер Молодежного камерного оркестра Ярослав Забояркин, солист – известный петербургский виолончелист Дмитрий Ганенко. Концерт состоится в рамках проекта «Музыкальный мост Санкт-Петербург – Тегеран», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Важную роль в организации проекта играет Посольство Российской Федерации в Исламской Республике Иран.

После выступления на исторически самой важной сцене России – в Большом зале Петербургской филармонии – музыканты дадут концерт в тегеранском The Vahdat Hall – на главной академической площадке столицы Исламской Республики Иран.

Традиции русской академической музыки в программе концерта в Большом зале Петербургской филармонии будут представлены знаменитой «Камаринской» Михаила Глинки и сочинениями Петра Чайковского: прозвучат Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром и Серенада для струнных. Иранская музыкальная культура будет представлена сочинениями Самина Багчебана – композитора XX века, выпускника Тегеранской консерватории, получившего образование также в Государственной консерватории Анкары: прозвучат пьесы для струнного оркестра «Руины» и «Солнце». Для музыкального стиля Багчебана характерно использование мифологических сюжетов и народных мелодий.

Знаковым для развития как российской, так и иранской академической музыки стал XIX век: в России происходило становление и расцвет отечественной традиции академической музыки, а в Иране такие традиции только зарождались – в связи и под влиянием европейского искусства. Важно, что в обеих странах ключевую роль в развитии академической музыки сыграла богатейшая местная музыкальная культура.

Билеты на концерт доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии. Билет на этот и на множество других концертов филармонии можно приобрести по «Пушкинской карте».

/По материалам Марины Монаховой, руководителя отдела по связям с общественностью Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича/

Ваш отзыв

Наследница его державных прав

   «Она была наследницею его державных прав».

Президентская библиотека к 340-летию императрицы Екатерины I

В 1684 году 15 апреля (5 апреля по старому стилю) родилась Екатерина I – русская императрица, супруга Петра I. Раритетные издания, письма и документы, с которыми можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки, рассказывают о том, какую роль в жизни царя-реформатора играла его жена, во всём поддерживавшая мужа.

Екатерина имела «огромное влияние на душу своего супруга». Об этом в «Записках о России при Петре Великом» (1866) писал граф Геннинг Фридрих Бассевич: «Она имела также власть, которая производила почти чудеса. У него бывали иногда припадки меланхолии, когда им овладевала мрачная мысль, что хотят посягнуть на его особу. Самые приближённые к нему люди должны были трепетать тогда его гнева… Она начинала говорить с ним, и звук её голоса тотчас успокаивал его; потом сажала его и брала, лаская, за голову, которую слегка почёсывала. Это производило на него магическое действие, и он засыпал в несколько минут. Чтобы не нарушать его сна, она держала его голову на своей груди, сидя неподвижно в течение двух или трёх часов. После этого он просыпался совершенно свежим и бодрым». Бассевич говорил о том, что Екатерина Алексеевна «отвергла всякое другое образование», поняв, что должна исполнять своё главное предназначение – быть женой. «Она никогда не училась писать. Принцесса Елизавета всё подписывала за неё, когда Екатерина вступила на престол, даже подписала её духовное завещание».

О том, как Пётр относился к жене, можно увидеть в письмах, которые он отправлял Екатерине во время своих путешествий. Нежно и ласково он обращался к ней: «Катеринушка, друг мой!». Отправившись лечиться на воды в Карлсбад, он писал супруге: «Мы сюда доехали, слава Богу, здорово, и завтра начнём лечиться. Место здешнее так весело, что можно честною тюрьмою назвать, понеже между таких гор сидит, что солнца не видать. Однако чаем, что от воды Бог даст доброе. Посылаю при сем презент тебе: часы новой моды, да печатку».

Они скучали друг без друга, и Екатерина была готова по первому зову мужа мчаться к нему. 8 августа 1712 года Петр написал ей из немецкого города Грейфсвальда: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Я слышу, что ты скучаешь, но и мне скучно; однако можешь рассудить, что дела на скуку менять не надобно». В этом письме Пётр сообщил, что пока домой не собирается, но приглашает жену приехать к нему в сопровождении трёх батальонов, с беспокойством наставляя её: «Если лошади твои пришли, то поезжай, только для Бога бережно поезжай и от батальонов ни на ста сажен не отъезжай».

В 1712 году Петр I официально обвенчался с Екатериной Алексеевной. «И когда их высочества невеста и жених и прочие чины брачные вышли из баржи и пошли к церкви, в то время продолжался звон церковный. На её высочестве государыне-невесте была царская корона, украшенная бриллиантами и прочими дорогими камнями, и одеяние было пурпурного бархата подбитое горностаями», – читаем в «Описании бракосочетания в бозе почивающих Петра Алексиевича Перваго императора и самодержца всероссийскаго и Екатерины Алексиевны Первой императрицы и самодержицы всероссийской дщери» (1798). После венчания родителей, их дочери Анна и Елизавета получили официальный статус цесаревен.

В 1714 году Пётр, высоко оценив заслуги жены, сопровождавшей его в Прутском походе против турок, учредил орден Святой Екатерины, которым она и была награждена. В книге «Царствование Екатерины I» (1856) учёный Константин Арсеньев писал: «С сих пор она была уже неразлучною спутницею государя во всех путях его жизни. В 1716 и 1717 годах она сопровождала его в путешествие по Европе, а через пять лет она сопутствовала ему в походе на Персию и везде держала себя с достоинством».

Манифестом от 15 ноября 1723 года Пётр объявил о будущей коронации Екатерины в знак особых её заслуг. В мае 1724 года в Успенском соборе состоялась торжественная коронация Екатерины. «Описание коронации её величества императрицы Екатерины Алексеевны» (1724) доступно на портале Президентской библиотеки. Специально для этого случая была изготовлена первая в истории Российской империи корона. Она была «сочинена» – из бриллиантов, среди которых было «великое число удивительной величины». В короне был всего один цветной камень – рубин или яхонт, величиной «больше куриного яйца и потому знатно наидорогоценнейший из рубинов, о которых доныне известно». В книге Арсеньева об этом событии написано: «Он венчал её императорскою короною: видимо намерение царя утвердить за нею престолонаследие. Екатерина провозглашена государынею самодержавною, и во всё своё царствование она неуклонно следовала по пути, указанному России великим её преобразователем».

Отношения Петра и Екатерины нашли своё отражение в русском фольклоре. Обществом любителей российской словесности в 1870 году были изданы «Песни, собранные П. В. Киреевским». «Во славном городе во Сан-Питере / Стояли палаты белокаменные, / Во тех палатах в белокаменных / Состроена тут кроватушка тесовая…» – так начиналась песня о кончине Петра I. Далее говорилось о том, что князья-бояре и фельдмаршалы стоят у изголовья кровати, на которой лежит «удаль-добрый молодец, наш православный царь». Ему «худо можется, конец близится». На вопрос собравшихся: «На кого ты своё царство приказываешь?» – ответил «наш батюшка, православный царь Пётр Алексеевич»: «„Сенат судить вам, князьям-боярам, / Каменна Москва и Россия вся моей государыне“. / Услыхала государыня, / Из палат идёт, – сама вопит: „О ты гой еси, мой мил-сердечный друг, / Православный царь Пётр Алексеевич!“»

После смерти императора Петра Великого в 1725 году государыней самодержавною стала Екатерина. Как писал Константин Арсеньев, «она была наследницею его [Петра I. – Примеч. ред.] державных прав, и… в настоящем печальном положении России никто, кроме её, не сможет сохранить отечество от колебаний внутренних и обеспечить от опасностей внешних».

Подробнее с материалами о Екатерине I можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.

Ваш отзыв

Завершается подготовка к монтажу отреставрированных скульптур Московских ворот

Специалисты приводят в порядок колонны, кровлю и скульптурные украшения Московских триумфальных ворот – памятника федерального значения. Завершить работы планируется в сентябре 2024 года.

«Московские триумфальные ворота – важный для города памятник побед русского оружия. Наши специалисты-реставраторы восстанавливают его исторический облик, возвращают прочность конструкциям. Реставрация исторических зданий, скульптур и монументов всегда была и будет в числе наших приоритетов», – отметил губернатор Александр Беглов.

Реставрация проводится за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП. На финансирование объекта пойдут в том числе и средства, полученные за счёт курортного сбора.

Ворота не монолитные – они представляют собой сборную металлическую конструкцию. Швы между частями особенно подвержены коррозии. Все металлические поверхности – чугун, сталь, медь – расчищаются, реставрируются и защищаются отделочными слоями.

В работе у специалистов в реставрационной мастерской находятся скульптурные украшения ворот: все 30 гениев и 8 акротериев, а также 273 знака – буквы и цифры, – из которых составлены посвятительные надписи на русском и латинском языках, расположенные на воротах. Старт монтажа акротериев запланирован на май, а крылатых гениев и литер – на начало лета.

Реставрация остальных частей колонн и конструкций кровли производится по месту. В фустах – средних частях – колонн будут усилены лестницы со страховочными ограждениями. Чтобы избежать образования конденсата во внутренних полостях стилобатов (базы, на которой стоят колонны) и фустах, будет восстановлена система вентиляции.

Последним этапом станет восстановление благоустройства. В ходе реставрации за крылом одной из скульптур специалисты обнаружили тайник. В металлической коробочке хранились 6 монет российской чеканки, сторублёвая купюра, серебряный крестик, именные значки и письмо со стихами «Тебе через 100 лет». Вероятно, тайник заложен при предыдущей реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга. Находки будут переданы в Государственный музей городской скульптуры.

Реставрация Московских ворот стартовала в феврале 2023 года.
Московские триумфальные ворота сооружены в период с 1834 по 1838 год. Это яркий пример триумфального архитектурного сооружения в стиле классицизма первой половины XIX века. Последнее творение архитектора Василия Стасова посвящено победам русского оружия.

Высота ворот – 23 метра, длина – 36 метров. Высота колонн – 15 метров, диаметр – более 2 метров. Основной объем ворот выполнен из чугуна. Значимое место в оформлении ворот занимает скульптура – 30 фигур крылатых гениев, губернские гербы и военные арматуры.

/По материалам управления информации — пресс-службы администрации губернатора Санкт — Петербурга/

Ваш отзыв

Фонтаны запустят в Петербурге 22 апреля

К новому сезону специалисты Водоканала Санкт-Петербурга готовят 85 городских фонтанов, в том числе три крупных фонтанных комплекса.

Большая их часть начнёт работать 22 апреля.

Перед запуском фонтаны проверяются на герметичность трубопроводов и коллекторных систем, выполняется помывка сооружений и декоративных элементов, промываются сливные отверстия после растаявшего снега, восстанавливается целостность чаш, устанавливается электроборудование.

Уже приведены в готовность фонтаны на Манежной площади, на Московском проспекте, у дома 172, на Благодатной улице, на улице Решетникова, в Александровском саду; а также фонтан «Слава» в Московском парке Победы.

22 апреля заработают 79 сооружений. Ещё шесть – светомузыкальный фонтан в Петергофе на Торговой площади, фонтан «Крестики-Нолики» в Сестрорецке, фонтан у Гостиного двора в Кронштадте, большой фонтан в посёлке Металлострой, а также фонтанные комплексы на Московской площади и площади Ленина – будут включены 1 мая.

График работы – с 9:00 до 22:00.

В 2024 планируется реконструировать 21 фонтан. В их числе – знаменитые исторические фонтаны в Румянцевском саду. По поручению Александра Беглова восстанавливается фонтаны во дворах, скверах и парках. Часть из них были полностью утрачены. С инициативой их возвращения во дворы выступили жители, которые голосовали за объекты, которые необходимо возродить.

В ближайшее время начнется восстановление таких фонтанов, расположенных на Лесном проспекте, 61, проспекте Стачек, 160, Моховой улице, 26, набережной Фонтанки, 160.

«Знаменитые петербургские фонтаны –  один из символов нашего города, важная составляющая комфортной городской среды. Специалисты внимательно следят за их работоспособностью и надлежащим состоянием.  За последние пять лет было реконструировано 35 фонтанов и фонтанных комплексов. Капитально отремонтировано восемь фонтанов», — отметил губернатор Александр Беглов.

Ваш отзыв

Проспект Металлистов засветился

Фото. Яндекс картинки

На проспекте Металлистов от Пискаревского проспекта до Лабораторной улицы началась реконструкция наружного освещения. Планируется заменить не только светильники, но и линии электропередач протяжённостью почти пять километров. При этом порядка двух километров линий проложат в земле.

Фото. Яндекс картинки

В Петербурге продолжается масштабная программа по модернизации наружного освещения. Почти 150 современных светильников установят на проспекте Металлистов. Благодаря комплексному подходу, современным отечественным технологиям и материалам специалисты стараются сократить число линий электропередач, прокладываемых над землёй. Губернатор Александр Беглов отметил, что новое оборудование дает более качественное освещение и позволяет снижать эксплуатационные расходы. На участке между улицами Федосеенко и Лабораторной вместо подвесной сети, крепящейся к фасадам зданий, появятся опоры, на которые затем установят фонари нового поколения.

Всего на проспекте Металлистов разместят 148 светильников отечественного производства и 39 новых опор. Работы планируется завершить к концу 2024 года.

/Управление информации — пресс- служба администрации губернатора Санкт — Петербурга/

Ваш отзыв

«Хочу продолжения!» Встреча с Ларисой Рубальской


В Культурно-досуговом центре «Московский» (Московский пр. 152) 19 апреля состоится творческий вечер Ларисы Рубальской —
«Хочу продолжения!»

Встреча с любимой поэтессой обещает быть интересной и запоминающейся. В программе прозвучат стихи – известные и совсем новые, а Лариса Алексеевна ответит на вопросы зрителей и даже споёт!
Признание и слава нисколько не мешают ей быть интересной собеседницей и просто обаятельной женщиной. Стихи Рубальской знает и любит вся страна: умных в своей простоте – о жизни и о судьбе: «Моя судьба», «Старый аккордеон», «Доченька», «Свет в твоем окне», «Виноват я, виноват», «Странная женщина» и много хитов на музыку наших лучших композиторов – Тухманова, Добрынина, Добронравова, Березина и других.
А ещё одно из призваний Ларисы Алексеевны – сцена. Зрители всегда с нетерпением ждут встречи с любимой поэтессой. Творчество Ларисы Рубальской близко и понятно самым разным людям. В её стихах много света, искренности и добросердечия, и именно поэтому у поэтессы немало поклонников. Творческие вечера поэтессы неизменно проходят с большим успехом. Ларису Рубальскую невозможно представить грустящей – в ней столько позитива! Ни один зритель не покидает зал без улыбки.
У стихотворений Ларисы Рубальской счастливая судьба. Их знают все, даже те, кто не подозревает, что это её стихи – просто слышали песни на её слова в исполнении популярных артистов: Аллы Пугачёвой, Александра Малинина, Алсу, Татьяны Овсиенко, Ирины Аллегровой, Филиппа Киркорова – да разве всех перечислишь!
Cтихи Ларисы Рубальской, наполненные любовью и нежностью, близки и понятны каждому слушателю. Когда она рассказывает искренние истории из своей жизни, зал замирает, и создаётся впечатление, что она обращается к каждому из нас…
/По материалам Лидии Радомской/

Ваш отзыв

Ураза-Байрам — мусульманами всего мира встречается праздник, знаменующий окончание священного месяца Рамадан

Ураза-Байрам — это большой праздник для мусульман, который отмечается сразу после окончания месяца Рамадан, в первый день месяца Шауваль.

В это день 10 апреля 2024 года верующие мужчины собираются в мечетях, чтобы совершить праздничную ритуальную молитву, надевают свои лучшие одежды и умащаются благовониями. Женщины остаются дома и готовят традиционные блюда. Мусульмане в этот день ходят в гости друг к другу с подарками, общаются и весело проводят время.

Этот особо почитаемый мусульманами всего мира праздник, знаменующий окончание священного месяца Рамадан, стал символом духовного очищения, добра и милосердия, внимания к родным и близким, к людям, которые нуждаются в помощи.

Россия сегодня последовательно защищает многовековые ценности, главными хранителями которых всегда были традиционные конфессии. 

Муфтият Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России сообщает, что в связи с проведением ремонта и ограниченным пространством вокруг Квартальной мечети имени Жафяр-Хазрата Пончаева (рядом с метро Пионерская) в Приморском районе, настоятельно рекомендуется провести праздничную молитву в Соборной мечети (рядом с метро Горьковская).

Пусть Ураза-байрам принесет в каждую семью радость и уверенность в завтрашнем дне!
Источник: https://sunna.su/prazdnichnyy-namaz-uraza-bayram-2024-v-sankt-peterburge-vremya-i-mesto-provedeniya/

Ваш отзыв

В гостях у Шаляпина…


В Инженерном доме Петропавловской крепости (вход со сторон
Невской куртины) 26 апреля откроется выставка «Шаляпин. Воспоминание о доме».


Выставка расскажет о последнем петербургском адресе знаменитого оперного артиста — доме на улице Графтио, 2Б, где Шаляпин прожил семь лет, с 1914 по 1922 годы, до своего отъезда за границу.
Дом был возведен в 1901 году по проекту архитектора Дмитрия Рябова. Семья Шаляпина занимала второй этаж. В 1975 году на месте квартиры певца разместился филиал Музея театрального и музыкального искусства. Сегодня здание находится на
реставрации, которую планируется завершить в 2026 году.

Петербуржцам и гостям о доме на улице Графтио и его знаменитом владельце. Выставке «Шаляпин. Воспоминание о доме» напомнит петербуржцам и гостям о доме на улице Графтио и его знаменитом владельце.


Это не только рассказ о петербургской жизни Шаляпина, но и взгляд из сегодняшнего дня на историю этого дома на Петроградской стороне.
Инсталляции на основе фрагментов интерьеров Дома-музея оживят воспоминания
разных лет о жильцах и гостях дома, визитах его потомков. Посетители смогут услышать
голос певца, посмотреть видеоархивы музея, почувствовать себя в гостях у Шаляпиных.

/По информации Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость/

Ваш отзыв

« Следующая страница - Предыдущая страница »